культурогония и культургия

Previous Entry Share Next Entry
Бездомный народец
гоню телегу
kornev
Отказ от этнических критериев при определении соотечественников приводит к серии издевательств в отношении зарубежных русских. Не применяя этнических критериев, никоим образом нельзя отделить русских, бегущих на историческую родину, например, из Туркменистана, от титульных обитателей этой республики, которые хотят податься в Россию на заработки. Недвусмысленная иллюстрация тезиса о том, что «у русских нет своего государства», что это «бездомный» народ. Парадокс: на всей огромной территории РФ не нашлось места, чтобы сделать хотя бы один маленький «Русистан» с русскими как титульной нацией. Все туда конечно не влезут – но хоть было бы кому за русских заступаться.

На эту тему - весьма актуальная статья Олега Неменского:

«Довольно забавно наблюдать, как эти крайне расплывчатые и неоперабельные определения "соотечественников", принятые в нашем законодательстве, стараются "уточнить", делая их при этом ещё менее понятными и ещё более трудно применимыми на практике. …Вот положение, согласно которому соотечественник - это тот, кто сделал "свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией". Прелесть этого подхода заключается в том, что он совершенно неформален: этот выбор нельзя ни определить, ни доказать. Соответственно, определение статуса соотечественника становится абсолютно свободным для того, кто его определяет. Не нравится кто-то - значит, не соотечественник.

Далее предлагается принцип принадлежности человека к "народам, исторически проживающим на территории страны", то есть России. Но, как известно, у нас нет списка таких народов. В 2007 году в Госдуме был представлен законопроект "Об общинах коренных народов РФ", в котором давался и критерий (наличие компактных поселений народа на территории РФ до 1801 г.), и список больших и малых коренных народов РФ. Законопроект остался законопроектом (и неудивительно, ведь по нему статус коренного народа РФ получили бы и русские, что сейчас вряд ли возможно). Так что теперь ввод в закон критерия историчности проживания народа в России предполагает полную свободу оценок. Кроме того, довольно странным представляется и сам критерий "территории РФ", исчисляемой для прежних эпох.

Далее предлагается принцип "самоидентификации". Что интересно, теперь это не просто отождествление себя с каким-либо народом, вроде как живущим в РФ, а идентичность "россиянина". Такое самоопределение соотечественников хотят видеть в комитете Госдумы по связям с соотечественниками. Опять же, логично: если мы говорим о "российской диаспоре", то её должны составлять люди, считающие себя россиянами, иначе в чём состоит "российскость" такой диаспоры? И так удобно при этом обходится русский вопрос... Между тем, если мы не чиновники, трудно закрывать глаза на реальность: российская идентичность за рубежами России не распространена вовсе. Люди, которые в силу своей русскоязычности и исторических связей с Россией могли бы быть "российскими соотечественниками", считают себя русскими, татарами, евреями, немцами и пр., но никак не "россиянами". Эта идентичность даже в России до сих пор не прижилась, разрушая планы по созданию "в XXI веке новой нации - российской". Россиянин - это гражданская принадлежность, которая в условиях ненационального государства никак с национальностью не ассоциируется и вне России не существует».

?

Log in