Возьмем к примеру независимый экспертный доклад «Модернизация России как построение нового государства», подготовленный ИНСОР и недавно опубликованный в АПН. Там много разных умных слов, полезных предложений и т.д. Но пробравшись сквозь дебри дискурса, натыкаемся на следующую фишку:
«Не следует смешивать понятия «модернизация» и «инноватизация». В свете сказанного, можно разграничить их следующим образом: если инноватизация представляет собой «подстегивание» экономико-технологического развития, то модернизация – создание фундаментальных, инфраструктурных (в самом широком смысле) предпосылок такого развития.
Разработка и внедрение новейших технологий, создание нового технологического уклада есть не первая (по времени), но вторая задача модернизации. …Одним словом, модернизация, на наш взгляд, касается в большей степени задачи оздоровления, отладки общественного развития, нежели его ускорения. Скорость движения – не самоцель, особенно, если мы не управляем его траекторией.
…1. Модернизация представляет собой
- не процесс развития технологий (вопрос не в технологиях как таковых, а в социуме, способном их воспроизводить и использовать себе во благо),
- не снятие кальки с современного состояния западных обществ (во многих отношениях, они тоже подвержены риску демодернизации и регресса),
а процесс формирования / реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна.»
Как это перевести на нормальный человеческий язык? «Самоцель для нас – вас всех «построить». А приведет это к новым технологиям и достижениям, или не приведет – это уже дело десятое». Это как раз и есть гротескное выражение логики «казенного сталинизма»: «в сталинизме примером для подражания является организация социума, т.е. сам сталинизм как таковой, с его подавлением и репрессиями, а не те успехи, которые таким образом были достигнуты (индустриализация и т.п.)».
Это, видимо, уникальный пример в мировой истории, когда термином «модернизация» называют не проект внедрения новых технологий и повышения эффективности, не подражание уже существующим обществам, находящимся на пике развития, а построение архаичной социальной утопии «Общество Модерна», с принципиальным отказом от инноваций и прогресса (которые, вообще говоря, составляют суть настоящего Модерна). По сути – это такое же творение «великого гэбэшного разума», как и прогремевшая серия «Проект Россия». Не случайно, что люди, писавшие этот текст, негативно оценивают интернетизацию российских школ – единственный «национальный проект» Медведева, осуществленный на 100%. Подозреваю, что одним из первых деяний этих «модернизаторов» будет отключение или китаизация интернета. Действительно, при «классическом модерне» интернета не было, это постмодернистская штучка. Да и мобильную связь стоило бы отключить – а то мало ли…