Если абстрагироваться от развернутой апологии Бандеры, то философский посыл статьи сводится примерно к следующему.
«Необходимо понимание того, что каждый народ имеет своих героев и определяет их сам, независимо от настроений соседей. И сыграв вполне положительную или преимущественно положительную роль в отечественной истории, деятель политики, вооруженных сил, идеологии, экономики, религии может сыграть роль прямо противоположную в истории других стран».
Действительно, Чингисхан для русских и китайцев – злодей, а монголы ему памятник поставили. Наш великий полководец Суворов не слишком любим поляками. Точно также те украинцы, которым этого хочется, имеют полное право чтить Бандеру, Мазепу и т.д., как бы плохо к ним ни относились русские. Здесь все понятно. Но далее у автора происходит логический сбой.
«Признавать независимость Украины - значит признавать и героев борьбы за нее. Не признавать борцов за независимость - означает не признавать саму независимость. ...Ну, а "бандерофобия" будет постепенно исчезать, по мере того, как русское сознание будет примиряться с фактом существования независимого украинского государства».
Но позвольте, из того, что монголы почитают Чингисхана, не следует, что русские обязаны «реабилитировать» этого политика и признать его позитивный вклад в историю России (хотя и такие есть). Или представьте, что мы вдруг начнем предъявлять претензии полякам на том основании, что они не любят нашего Суворова «и тем самым коварно покушаются на независимость России». Согласитесь, это будет выглядеть как смешное и глупое проявление национальных комплексов.
Если каждый народ имеет право на собственную трактовку истории, то почему русские должны быть лишены такого права? Мы точно так же, как и все, имеем право на ту оценку исторических событий и персонажей, которая нам кажется правильной и выгодной.
Почему позитивная оценка Бандеры не выгодна русским России и Украины? Потому что это культовая фигура галицийского (австро-польского по происхождению) национализма, который пытается сделать себя безальтернативным выбором для всей Украины. А русским выгодно, чтобы на Украине победила автохтонная, восточно-южная, «малороссийская» и «новороссийская» версия национальной идентичности, где культовыми фигурами являются Богдан Хмельницкий, Скоропадский, Суворов, Ришелье, Нахимов и т.д. Вот она, истинная причина «бандерофобии», а не то сбивчивое и сложное «психологическое» объяснение, которое приводит автор.
С русскими все понятно. Но аргументация автора, на самом деле, обращена не только к русским, но и в целом к жителям той части Украины, которая Бандеру своим героем не спешит признавать. Здесь делается подмена несколько иного рода. Повторим аргумент автора еще раз.
«Признавать независимость Украины - значит признавать и героев борьбы за нее. Не признавать борцов за независимость - означает не признавать саму независимость».
Но ведь надо сначала разобраться, о независимости КАКОЙ Украины идет речь. Скажем, Сталина вполне можно назвать «борцом за независимость России» за его усилия в деле отражения германской агрессии. Значит ли это, что каждый русский должен быть сталинистом и бегать со сталинской хоругвью? По логике автора, всякий россиянин, кто не любит Сталина, является врагом суверенной России. То же самое с Гитлером и Германией. Вряд ли кто-то будет отрицать, что Гитлер – это «борец за независимость» Германии. Но из этого не следует, что каждый патриотично настроенный немец обязан быть гитлеровцем. Ну не нравится многим немцам тот проект Германии, который предлагал Гитлер. Некоторые немцы из-за этого даже воевали с гитлеровцами. То же самое и с Бандерой. Украинец не обязан любить Бандеру по самому факту своего украинства – но только в том случае, если ему действительно по душе тот проект, то видение Украины, которое продвигал Бандера и продвигают его современные последователи.