?

Log in

No account? Create an account

культурогония и культургия

Previous Entry Share Next Entry
Карфаген погубила не «плохая религия», а фиговая экономика
гоню телегу
kornev
Наконец-то археологи развенчали черную легенду о Карфагене, раскрученную древними римскими, греческими и библейскими пропагандистами. Никаких массовых детских жертвоприношений Молоху в Карфагене не было. Найденные захоронения являются обычным кладбищем, где хоронили детей, умерших от естественных причин. Давно подозревал что-то подобное. Ниже воспроизвожу заметку, написанную 2 года назад.

Многие некритично воспринимают образ Карфагена, опираясь на римские и греческие источники – т.е. на черный пиар народов, жестоко враждовавших с Карфагеном. Само имя главного героя карфагенской истории – Ганнибала – римские пиарщики сделали негативно-нарицательным («Людоед»). Якобы, он пытался заставить свою армию кушать христианских младенцев мясо военнопленных, причем в сыром виде, хищно отрывая зубами от костей. Из того же источника идет легенда о том, что карфагеняне тысячами сжигали в топках детей (ничего не напоминает?). Чувствуется и рука средневековых переписчиков, обслуживавших римскую курию: карфагеняне, оказывается, изобрели распятие на кресте как вид казни (т.е. «если не сами распяли Иисуса, то подготовили инструмент»).

Напомним, что Карфаген был разрушен до основания, а все его архивы, библиотеки и культурные памятники – сожжены римлянами. Все, что мы знаем о его внутренней жизни, – бабушкины сказки, которыми римские олигархи запугивали свой народ и выстраивали образ врага. Это все равно, что об Америке судить по карикатурам в советском журнале «Крокодил» и фильму «Три толстяка».

Чем объяснить злобу римских олигархов, уничтоживших город, уже отказавшийся от претензий на державность? Думаю, не ошибемся, если притянем вполне современные мотивы, т.е. тривиальное рейдерство.

Нужно иметь в виду два обстоятельства:

1) Жирные финансовые потоки, которые шли через Карфаген мимо римских олигархов

2) Гипотетическая возможность того, что на эти средства пунийцы начнут спонсировать различные антиримские движения Средиземноморья (тогда как раз началось обострение «оранжизма» и в самом Риме, и в подвластных землях).

Расшифруем теперь по-новому знаменитый жест Катона, ставший сигналом к войне. Выступая в меджлисе, он показал старейшинам свежую карфагенскую фигу. Тогдашние римские пиарщики тут же бросились растолковывать массам, что уважаемый аксакал имел в виду «опасную близость Карфагена», а вовсе не соблазнял полевых командиров возможной добычей. «Смотри, братва, еще колбаса протухнуть не успела, а вражеский корабль - тут как тут». 50 лет жили не тужили рядом с умиротворенным врагом – а тут вдруг повальная истерика.

Представим теперь, что, выступая за вторжение в Иран, некий американский сенатор трясет перед коллегами баночкой с нефтью. Нормальный человек истолкует этот жест однозначно: «на нефть чужую позарились, гады». Экспорт продукции сельского хозяйства - инжира, а в еще большей степени оливкового масла, - для экономики Карфагена значили больше, чем нефтегазовая отрасль для Ирана и России. И деньги в этом бизнесе крутились немереные. Для людей эллинской ойкумены сушеные фиги были чем-то вроде кириешек/чипсов/попкорна, а оливковое масло вообще было всем: они его ели, они им натирались (ежедневно!), они сжигали его в светильниках. Половина Северной Африки, наверное, была занята под монокультуру инжира, а другая половина – под оливковые рощи (до сих пор в Тунисе и того, и другого преизрядно).

Кому доходы с этих земель достались после войны, объяснять не нужно. Во время войны сельскохозяйственные плантации почти не пострадали. Был уничтожен лишь мегаполис - «лишние едоки», так что на экспорт можно было отправлять еще больше оливок. Не случайно, кстати, что тема карфагенских земель потом всплыла в программе тогдашних римских «нацболов» - гракхианцев. Гракхи обдуманно возбуждали народный аппетит к самым лакомым землям олигархии: во-первых, поблизости от Рима («Рублевка»), во вторых – в Северной Африке («Ханты-Мансийский АО»). И вломили им олигархи за это не по-детски. Одного забили бейсбольными битами, другому голову нашпиговали свинцом.

  • 1
жертва " мелех" однозначно была. но частота использования её , судя по библии - крайне невелика.
возможно, что существовал и ещё один вариант этой жертвы : больного или умирающего ребёнка приносили в храм, где оставляли , посвятив конкретному "владыке" , если ребёнок выживал, то оставался в храме на всегда, а если умирал - его хоронили на этом кладбище.

По легенде, все же, "бросали в топку"

"Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Молох

это собственно жертва "мелех" - как вариант жертвы всесожжения.
а я говорю о варианте , когда "владыке" предлагается самому решить, что делать с жертвой.
здесь, как пример жертва авраама, когда Господь предлагает заменить "мелех" на "всесожжение" .
авраам совершил " акеда" - возложение на алтарь. с последующей "заместительной " жертвой.
если внимательно рассматривать историю с авраамом, то видно , что "мелех" - это жертва по требованию свыше.
Господь перед этим мягко подводит авраама к тому, кого надо принести в жертву. эти диалоги сохранены в мидрашах талмуда, выглядят они так:
""
— Возьми сына своего…
— Какого сына? У меня их двое…
— Единственного своего…
— Они оба у меня единственные, каждый от своей матери…
— Которого ты любишь…
— Я люблю обоих…
— Исаака. ""
т.е. заместительная жертва предполагает не дожидаться требования свыше, а опередить его.
повторюсь: больного ребёнка привозят в храм. делают замещающюю жертву. и оставляют ребёнка на волю "владыки" .
а собственно "мелех" - видимо , да, всесожжение.

Надо правильно и православно понимать. Как писал евразийский гений Дугин тогдашний Карфаген - это центр торгово-финансового атлантизма, а римляне исконно наши, континентальные и жили в понятиях, по-потцански, а вы тут ревизионизмом занимаетесь, прямо комиссия по фальсификации истории. Нет ли тут скрытого семитизма?(карфагеняне-то понятное дело семиты:))...

ясно, что всё дело в экономике - всегда и везде
Трою тож не из-за девки какой-то раздолбали

Вообще говоря, 3-я пуническая - единственная война в римской истории, которая началась уже против побежденного противника, готового на любые разумные уступки, и изначально нацеленная не на покорение, а на уничтожение города. Так что не все тут просто.

да. согласен. экономика Карфагена очень похожа на первопричину войны.

Хорошо, что написали. Промывать мозги (в хорошем смысле слова) всегда полезно.

А где, в какой книге написано что Карфаген погубила плохая религия? Карфаген погубил Рим, который расширял свои земли. И на счет Ганибала у вас тоже не правильная информация, канибализм не от имени Ганибала, а скорее от индйицев живших в районе кариб.

***Карфаген погубил Рим, который расширял свои земли.***

Рим вообще-то вел свои войны ради покорения, а не уничтожения противников, и римляне покорили сотни городов. Третья пуническая война - уникальный случай, когда война велась изначально ради уничтожения города, уже покоренного и готового пойти на любые разумные уступки. А после разрушения, земля была проклята и засеяна солью. Т.е. напоминает самую настоящую "священную войну против неверных", а не простое завоевание. Почитайте повнимательнее об истории 3-й пунической войны.


***канибализм не от имени Ганибала, а скорее от индйицев живших в районе кариб.***

Есть и такая версия. Странно, однако, что Карибы первыми освоили испанцы, а слово возводят к французскому языку. Проще предположить, что оно восходит непосредственно из латыни. Тем более, что легенда о каннибальстве Ганнибала реально до нас дошла. Тем более, что в латинских именах начальные Г и К иногда путаются (Гай=Кай) и т.п. Поэтому очень странно читать о некоем "антропофаге по имени Каннибал", который известен в романских языках задолго до появления в этих языках самого слова "каннибал", причем якобы от названия какого-то карибского племени, открытого через 1700 лет после смерти самого Каннибала. Или тогда придется поверить Фоменко и признать, что Ганнибала выдумали в 16 веке.

Вы так и не ответили, в какой книге написано что Карфаген погубила плохая религия? Или это ваши догадки? Почему уничтожили Карфаген известно, потому что он был головной болью Рима, Рим тогда еще не был так силен, и боялся каждого противника, особенно такого близкого как Карфаген, который становился сильнее. Почему Македонский уничтожил Фивы? Почему он уничтожил Галикарнас? Разве там убивали младенцев?

Были такие индейские племена Канибы, причем тут вообще Ганибал? непонятно.

насколько я помню, земли карфагена были разделены между утикой и другими пуническими соседями и нумидийским царем массиниссой. все они были на стороне рима.

вот из истории рима моммзена о третьей пунической войне
http://www.world-history.ru/events_about/1875.html
http://www.world-history.ru/events_about/1876.html

По-моему, то что вы пишите, похоже на притягивание за уши, просто вам хочется верить. Что касается этих ученых, то это чем-то смахивает на "Британские ученые обнаружили...". И не ясно, где вы взяли этот тезис "Карфаген погубила не «плохая религия», а фиговая экономика"? И какая связь между каннибализмом и Ганнибалом? И с чего вы взяли, что место, где стоял город было проклято? И не стоит по Катону судить весь сенат. Катон был тем еще двуличным моралистом. Что касается "50 лет жили не тужили рядом с умиротворенным врагом", то это на тему "Почему кроманьонцы уничтожили неандертальцев?".

И конечно, Рим пытался очернить Карфаген, взять, например, Плутарха. Но это не значит, что карфаген был кристально чистым.

  • 1