(1) образование семи русских национальных республик в составе РФ, в границах, примерно соотносящихся с границами федеральных округов
(2 ) утверждение главной задачей для русских республик защиты интересов их титульного населения, придание республикам обширных полномочий в области охраны правопорядка, экономической, социальной и миграционной политики
(3) переучреждение Федерации на основе одного равноправного федеративного договора между русскими и иными национальными республиками, создание подлинно федеративного государства
(4) перенесение максимально возможного объема полномочий с федерального на республиканский и региональный уровни
(5) уменьшение доли федеральных сборов в налоговой базе, расширение бюджетной автономии субъектов Федерации
(6) поддержка межрегиональной мобильности, инвестиций и торговых связей
Теперь по пунктам:
По 3-6 особых возражений нет, это классика регионализма.
Пункт (2) тоже вполне разумен, только начало сформулировано кривовато, не по-европейски. Если уж стремиться в ЕС (как хотят авторы манифеста), то государство должно равным образом защищать интересы всех граждан, не выделяя особо «титульное» население. Для защиты этнического большинства достаточно реальной демократии и самоуправления на всех уровнях.
А вот пункт (1) вызывает сомнения и определенный скептицизм.
Если цель авторов манифеста «непосредственно связана с формированием русской политической нации», то зачем делить эту нацию на семь «республик»? Почему не объединить их в одну «республику»? Или почему бы просто не добавить словечко «русские» к названию всех нынешних краев и областей? Была «Орловская область» - станет «Русская республика Орел». С точки зрения защиты интересов «титульного населения», это решение равноценное, но зато позволяет обойтись без дополнительного этажа бюрократической пирамиды.
Проблема в том, что масштаб федеральных округов соразмерен не «региону» в европейском смысле слова, а целой стране, и не малой. Исторический опыт показывает: чем крупнее куски, тем менее жизнеспособна федерация. Не случайно США и ФРГ – самые успешные примеры федеративных государств – «нарезаны» достаточно мелко. И это не помешало обеим странам стать лидерами мировой экономики. На этом фоне экономическое обоснование укрупнения регионов выглядит бледно. Достаточно сделать так, чтобы межрегиональные границы были прозрачны с точки зрения экономики (в этом будут заинтересованы и сами регионы, нуждающиеся в развитии).
Еще одна неясность в этом манифесте: что планируется делать с нынешними регионами? Их совсем ликвидируют или оставят как подчиненные провинции республик? И тот, и другой вариант одинаково плохи.
Если реформа сведется просто к надстраиванию нового уровня управления над уже существующим, то будет неизбежный рост числа чиновников и продуктов их творчества (указаний, предписаний, ограничений, взятковымогательства). Неужели нам мало чиновников? Еще миллиончик подавай?
Если же региональный уровень будет совсем устранен или лишен власти, то это будет откат с точки зрения регионализма, причем сразу по трем направлениям:
1) С экономической точки зрения.
«Гиперцентрализм» - это свойство не отдельно взятой Москвы, а современного российского сознания. Он воспроизводится на всех уровнях, в том числе – на уровне регионов и даже муниципальных образований. Одним махом эту черту не устранить, нужны десятилетия. Это значит, что столицы республик превратятся в «мини-Москвы» и будут выкачивать ресурсы со своей периферии – в центр. Любое слияние регионов неизбежно приведет к тому, что процветать будет только тот город, где останется «столица». Грубо говоря, если Белгород, Липецк, Курск и т.п. объединить в «Черноземную республику» со столицей в Воронеже, то через 20 лет Воронеж разрастется с 1 миллиона до 3-х, а Курски захиреют до уездных городков. При нынешнем менталитете единственная защита от этого - сохранение системы, когда каждый крупный город является столицей отдельного региона.
2) С точки зрения развития демократии и гражданского общества.
Регион с населением от 1 до 5 (максимум – до 10) миллионов человек – это масштаб сообщества, которое еще способно реально и непосредственно управляться волей граждан в демократическом формате. Все, что крупнее и «выше» региона, может управляться демократически только опосредованно, через региональный уровень. Эти республики имеют высокий шанс превратиться в «Маломосковии», демократические лишь формально.
3) С точки зрения развития региональной идентичности и самосознания.
С нынешними регионами люди сжились, воспринимают их как естественные, органичные образования. Объединение в республики приведет к росту местного патриотизма в новых столицах, но и к росту отчуждения от «почвы» в остальных городских центрах. Развитие «подчиненных» региональных идентичностей остановится, местные элиты будут ориентироваться на новый центр. А развитие «общереспубликанской» идентичности в большинстве этих образований начнется с нуля, с чистого листа. Потребуется несколько десятилетий, чтобы «Черноземия» по уровню развития самосознания доросла, скажем, до «Орловщины». А ведь и в Орле оно не так велико, только из пеленок начинает выходить.
Если резюмировать, чем более реальными образованиями станут эти крупные республики, тем больше они будут давить и корежить ныне равноправные по статусу регионы. И ради чего? Хотелось бы услышать от авторов более детальное обоснование укрупнения, с учетом регионалистской точки зрения.
Давайте все-таки работать с теми субъектами Федерации, которые уже обрели какую-то «органику» и воспринимаются людьми как реальность. А по вопросу укрупнения предлагаю разумный компромиссный вариант: оставить регионам право и возможность объединяться по собственной воле. Захотели несколько регионов – провели референдум, объединились. Перед этим – провели нормальные переговоры, согласовали все спорные пункты, поставили барьеры на пути «перетягивания одеяла» от периферии к центру. Другие регионы посмотрят, к чему это приведет, и сделают собственные выводы.