Думаю, у большинства читателей этого интервью основной интерес вызовут не собственные идеи Савельева (часто – действительно нетривиальные), а следующий приведенный им факт:
«...разница по белковому составу и ДНК у нас самая маленькая все-таки с обезьянами. Есть такой вид небольшого шимпанзе Баноба, живущий в Западной Африке, в экваториальной части. У них разница по структурным белкам с человеком - меньше 1%. В последнее время выяснились интересные факты. Оказывается, разница между самцами шимпанзе и мужчинами намного меньше, чем разница между взрослым мужчиной и взрослой женщиной».
Я всегда подозревал что-то подобное. Не случайно, эпохи расцвета науки и культуры обычно коррелируют с эпохами относительной женской эмансипации. Свасьян в своей книге «Становление европейской науки» обращает внимание на тот факт, что до возникновения современных научных институтов, в XVII-XVIII вв., основной мотивацией математиков и естествоиспытателей была возможность блеснуть своими открытиями перед просвещенными дамами в великосветских салонах.
В этой перспективе более миниатюрный размер мозга у женщин (в среднем) логично объяснить, проводя аналогию с компьютерами: прогресс последних идет по пути миниатюризации. Больший по размерам компьютер может иметь меньшую производительность, и наоборот.