Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Вести из Туниса

Сыны Карфагена свергли своего диктатора и разгромили местный аналог «Рублевки». Кто стоит за этими событиями, какая там конспирология, к чему все это приведет, – не суть важно. Меня больше интересует реакция на эти события охранителей в Третьем Риме. Реакция вполне ожидаемая. Это похоже на классический шантаж «плохих парней», оккупировавших управление сложным обществом: «Смотрите, какие мы хитрые. Мы сделали все, чтобы мирно и цивилизованно нас было невозможно сместить. Только через беспорядки и кровь. И что вы будете делать, лохи?»

На самом деле тут нет никакой принципиальной разницы с захватом самолета или корабля террористами. Если власть в стране захватили тираны, то ответ им может быть только один: «Мы накажем вас не только за ваши собственные преступления, но и за все разрушения, совершенные в ходе вашего отстранения от власти. Даже если непосредственными виновниками будут уголовники-мародеры, вы лично, своей головой и имуществом, будет отвечать за каждую каплю крови и за каждую копейку экономического ущерба в ходе переворота». Иной разговор с террористами невозможен, он делает их только наглее.

К примеру, голосовал некий депутат за ограничение политических свобод, - значит, сделал свой вклад в то, что смена власти произошла насильственным образом, с убийствами и разрушениями. Значит, суд приговорит его к гильотине за убийства, совершенные в ходе революции, а все имущество его семьи будет конфисковано для возмещения экономического ущерба. Амнистия возможна, только если он сам помогал свергнуть диктатора.

Кстати, наказание для неправедных законодателей, осуществляемое задним числом, не есть некий нонсенс для демократии. Во многих странах есть жесткие правила, регулирующие лоббизм, и нарушитель этих правил может не только лишиться должности, но и попасть под суд. В демократических Афинах был специальный институт судебного разбирательства - «графэ параномон». Если выяснялось, что закон, принятый народным собранием с подачи какого-то человека, впоследствии привел к умалению народовластия в стране, то инициатор этого закона сурово наказывался. Народ сознавал, что может стать жертвой обмана или заблуждения, и заранее предупреждал политиков, что обман и некомпетентность будут наказаны.

Сохранился текст любопытной клятвы, которую давали афинские граждане: «Я убью и словом, и делом, и подачей голоса, и собственной рукой, если будет возможно, всякого, кто ниспровергнет демократию в Афинах, а также если кто после ниспровержения демократии станет исполнять какую-либо должность, а также если кто восстанет с целью сделаться тираном или поможет утвердиться тирану. А если кто другой убьёт, то я буду считать его незапятнанным и чистым перед богами и божествами, как человека, который убил врага афинян, и я устрою распродажу имущества убитого и отдам половину тому, кто убил, и не утаю от него ничего. А если кто погибнет, совершая убийство какого-нибудь из этих преступников или пытаясь совершить такое убийство, то я буду чтить своими благодеяниями и его самого, и детей его точно так же, как Гармодия и Аристогитона и их потомков».

Обращаю внимание на вопиющий экстремизм афинян: в этой клятве ничего не сказано о том, привела ли диктатура к росту ВВП или к его падению, об оценке гражданином экономических показателей перед тем, как открыть охоту на тирана. Считалось, что вопрос о власти - превыше всего, а рабам и эффективная экономика не в радость.
Tags: демократия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments