?

Log in

No account? Create an account

культурогония и культургия

Previous Entry Share Next Entry
Национальная культура и рабы Варкрафта
гоню телегу
kornev
Получил весьма любопытный отклик на процитированную ранее в этом ЖЖ мысль bohemicus.

«Я ему сказал, что думаю как человек, который с равным успехом может обсудить Августа Стриндберга и последний альбом Кэннибал Корпс: вархаммер и анимэ – вот объективная культурная реальность, а по вишневым садам парка юрского периода летают птеродактили и жрут чучела чаек. И основывать русскую идентичность «на достоевском» это все равно что изучать американскую историю по фильму «Унесенные ветром». А по солжам с галковскими и кара-мурзилками не стоит делать далеко идущих выводов о революциях и советскостях. Все это мура и гниль. Эти надстройки эфемерны, они оторваны от базиса. Базис – это парень из автосервиса, который играет в WOW 10 часов в сутки и знать не знает кто такие Пьер Безухов, Сергей Рахманинов или там ждановы-ахматовы. У этого парня одни интересы и одна идентичность с девушкой из Гетеборга, сверстником из Токио или Оклахомы. Плевать они хотели на «сокровищницы национального духа» и патриотическое воспитание. И это хорошо».

Итак, что мы скажем об этом «базисе», убийственном для всех мировых культур, – WOW + автомойка? На языке компьютерных игр, я бы посоветовал сыграть в четвертую Цивилизацию: там для подростков популярно объясняется, что такое культура и зачем она нужна. На обычном языке мы для начала спросим, является ли этот парень чьим-нибудь рабом (к примеру, хозяина автосервиса) или все же уделяет какое-то время защите своего права на жизнь и свободу за рамками WOW. Если интересы человека без остатка сфокусированы на Варкрафте и автомойке, то есть, он не намерен тратить время на защиту своего статуса свободного человека, то значит, он – идеальный раб. Это хороший раб, и вы не ошибетесь, купив его для обслуживания своего автосервиса. Дайте ему миску с хлебовом, рубище и доступ к WOW - в зависимости от успехов в работе на вашей автомойке. С таким рабом можно отлично сэкономить на надсмотрщиках с плетками. Если бы вы были голубым, а данный раб – симпатичным, то могли бы использовать его еще и для сексуальных забав. Если же вас интересует более прибыльный бизнес, то можно купить ему в пару девушку из Гетеборга и продавать детей на органы.

Казалось бы, причем тут Пушкин? «Пушкин», то есть пласт высокой русской культуры, в конечном итоге, и превращает сумму «рабов Варкрафта», «рабов Тетриса», «рабов Цивилизации» и т.д. в людей, которые (хотя бы теоретически) способны объединиться и за себя постоять, способны «продавить» в реальности тот выбор, который угоден им самим, а не кому-то еще. Люди могут управлять реальностью, только если способны достичь взаимопонимания. Чем больше группа, тем сложнее этого добиться. «Культура» малого племени может ограничиваться только боевой раскраской, боевым кличем и боевым танцем. Но если нам потребуется связать вместе множество групп с разнородными интересами, то «боевая ракраска» будет иметь мощность национальной культуры.

Проблема как раз в том и состоит, чтобы автомойщик, варкрафтовец, профессор, солдат, пианист, инженер, комбайнер были способны мыслить на единой волне, воспринимать друг друга «вполне своими», «сходномыслящими», и не допускать, чтобы кто-то правил ими по принципу «разделяй и властвуй». Нация – это объединение разнородных. Национальная культура – то, что дает этим разнородным некоторую почву для взаимопонимания. Человек может не помнить ни строчки из «Пушкина», но сам факт того, что к «Пушкину» его в детстве так или иначе приучали, добивались того, чтобы какие-то строчки «Пушкина» вызывали у него интерес, - дорогого стоит. Именно это и делает нас русскими.

Разумеется, это только одно из назначений национальной культуры. Если речь идет о великой культуре, то это еще и игра на повышение. Она не только закладывает взаимопонимание между «автомойщиком» и «интеллектуалом», но и дает возможность детям автомойщика, при должных задатках, стать интеллектуалами. «Сокровищница национального духа», обращенная ко всей нации, - это, на самом деле, основа для работы социального лифта. Есть и еще одно измерение: связь между поколениями. Потому что «разделяй и властвуй» прекрасно работает не только в пространстве, но и во времени. - «Ваша культура - первая версия Цивилизации? Какой отстой, а я уже в пятую играю. Мы, племя пятой версии, со старперами не общаемся». А Пушкин - он всегда Пушкин и для всех Пушкин.

Да, кстати, «национальной культурой» можно объявить и WOW. Проблема в том, что общество, структурируемое «ценностями» WOW, – это что-то вроде современного Сомали. В таком мире реальный игрок-автомойщик не выживет: его убьют, съедят или продадут в рабство. И у этой культуры нет «выхода наверх».

«Базис» любого общества – это человек, способный объединиться с другими, чтобы поставить на кон свои реальные жизни в обмен на право быть собой и жить по собственным законам. Другие виды свободы – иллюзорны, это свобода рыбок в аквариуме, действительная до той поры, пока хозяин позволяет им плавать от стенки до стенки.


  • 1
Еще важный момент - ВОВ - это т.н. жизнезаменитель.

автомоешники - это замечательно, только в реальности, которая стремится к полной автоматизации, везде где возможно, для таких профессий (классов) места не будет. Так что может и хорошо, что этим людям нашли занятие по уму (управление куколкой на экране).

Поклянёмся же отдать жизнь за победу идей Пушкина во всём мире!

Казалось бы, причем тут Пушкин? «Пушкин», то есть пласт высокой русской культуры, в конечном итоге, и превращает сумму «рабов Варкрафта», «рабов Тетриса», «рабов Цивилизации» и т.д. в людей, которые (хотя бы теоретически) способны объединиться и за себя постоять, способны «продавить» в реальности тот выбор, который угоден им самим, а не кому-то еще.

Во времена СССР воспитуемых школьников грузили Пушкиным и Высокой русской культурой
И кончилось это ничем

(Deleted comment)
После не значит вследствие.

я отвечал на утверждение "Казалось бы, причем тут Пушкин? «Пушкин», то есть пласт высокой русской культуры, в конечном итоге, и превращает сумму «рабов Варкрафта», «рабов Тетриса», «рабов Цивилизации» и т.д. в людей, которые (хотя бы теоретически) способны объединиться и за себя постоять, способны «продавить» в реальности тот выбор, который угоден им самим, а не кому-то еще."
Это утверждение содержит в себе следование, и я в его опровержение привёл контрпример.

мда... изречения забавные, но совершенно частные.

>пласт высокой русской культуры, в конечном итоге, и превращает сумму «рабов Варкрафта», «рабов Тетриса», «рабов Цивилизации» и т.д. в людей, которые (хотя бы теоретически) способны объединиться и за себя постоять, способны «продавить» в реальности тот выбор, который угоден им самим

Красиво, но в жизни совсем наоборот. Кланы, способные постоять за себя, образуются на основе страха, стремления к экспансии и абсолютной убеждённости в своей правоте. А культура прививает рефлексивность и эмпатию - качества для подавления окружающих очень вредные. Браток или опер, учащий жизни "ботана" - просто архетипическая картина.

Это крысы на развалинах сложного общества. В национальном государстве братки если и есть, то на коротком поводке у "ботанов", исполняя разные служебные задачи. Социум типа Сомали вполне функционирует без высокой культуры, но ничего хорошего в нем нет.

У Вас позиция "ботана". Проходили, знаем.

Между прочим, с т.з. успешности, Сомали бьет почти всех. Рост населения, венчурная экономика..

Сомали бьет почти всех

Регионализм в полный рост опять же. Федералы контролируют только несколько улиц в центре Могадишо.

Правда народу от этого не очень хорошо, но какие перспективы! :-)

а над условными братками вполне себе культурный Сурков

Думаю, автор этих строк подразумевал как раз последнюю мысль о том, что "WoW формирует собственную культуру поверх национальных". Другое дело, что WoW, как простая коробка Скиннера, не может не превращать тех, кто находится в его культурном поле, в рабов. Это его единственное предназначение и суть. Я бы подыскал для обоснования подобных тезисов другое движение, культура которого не строится на управлении и игре базовыми инстинктами человека.

(Deleted comment)
Там чуть иное, как и в утином движении: сетевая игра дает определенные навыки социальной коммуникации.

  • 1