Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Национальная культура и рабы Варкрафта

Получил весьма любопытный отклик на процитированную ранее в этом ЖЖ мысль bohemicus.

«Я ему сказал, что думаю как человек, который с равным успехом может обсудить Августа Стриндберга и последний альбом Кэннибал Корпс: вархаммер и анимэ – вот объективная культурная реальность, а по вишневым садам парка юрского периода летают птеродактили и жрут чучела чаек. И основывать русскую идентичность «на достоевском» это все равно что изучать американскую историю по фильму «Унесенные ветром». А по солжам с галковскими и кара-мурзилками не стоит делать далеко идущих выводов о революциях и советскостях. Все это мура и гниль. Эти надстройки эфемерны, они оторваны от базиса. Базис – это парень из автосервиса, который играет в WOW 10 часов в сутки и знать не знает кто такие Пьер Безухов, Сергей Рахманинов или там ждановы-ахматовы. У этого парня одни интересы и одна идентичность с девушкой из Гетеборга, сверстником из Токио или Оклахомы. Плевать они хотели на «сокровищницы национального духа» и патриотическое воспитание. И это хорошо».

Итак, что мы скажем об этом «базисе», убийственном для всех мировых культур, – WOW + автомойка? На языке компьютерных игр, я бы посоветовал сыграть в четвертую Цивилизацию: там для подростков популярно объясняется, что такое культура и зачем она нужна. На обычном языке мы для начала спросим, является ли этот парень чьим-нибудь рабом (к примеру, хозяина автосервиса) или все же уделяет какое-то время защите своего права на жизнь и свободу за рамками WOW. Если интересы человека без остатка сфокусированы на Варкрафте и автомойке, то есть, он не намерен тратить время на защиту своего статуса свободного человека, то значит, он – идеальный раб. Это хороший раб, и вы не ошибетесь, купив его для обслуживания своего автосервиса. Дайте ему миску с хлебовом, рубище и доступ к WOW - в зависимости от успехов в работе на вашей автомойке. С таким рабом можно отлично сэкономить на надсмотрщиках с плетками. Если бы вы были голубым, а данный раб – симпатичным, то могли бы использовать его еще и для сексуальных забав. Если же вас интересует более прибыльный бизнес, то можно купить ему в пару девушку из Гетеборга и продавать детей на органы.

Казалось бы, причем тут Пушкин? «Пушкин», то есть пласт высокой русской культуры, в конечном итоге, и превращает сумму «рабов Варкрафта», «рабов Тетриса», «рабов Цивилизации» и т.д. в людей, которые (хотя бы теоретически) способны объединиться и за себя постоять, способны «продавить» в реальности тот выбор, который угоден им самим, а не кому-то еще. Люди могут управлять реальностью, только если способны достичь взаимопонимания. Чем больше группа, тем сложнее этого добиться. «Культура» малого племени может ограничиваться только боевой раскраской, боевым кличем и боевым танцем. Но если нам потребуется связать вместе множество групп с разнородными интересами, то «боевая ракраска» будет иметь мощность национальной культуры.

Проблема как раз в том и состоит, чтобы автомойщик, варкрафтовец, профессор, солдат, пианист, инженер, комбайнер были способны мыслить на единой волне, воспринимать друг друга «вполне своими», «сходномыслящими», и не допускать, чтобы кто-то правил ими по принципу «разделяй и властвуй». Нация – это объединение разнородных. Национальная культура – то, что дает этим разнородным некоторую почву для взаимопонимания. Человек может не помнить ни строчки из «Пушкина», но сам факт того, что к «Пушкину» его в детстве так или иначе приучали, добивались того, чтобы какие-то строчки «Пушкина» вызывали у него интерес, - дорогого стоит. Именно это и делает нас русскими.

Разумеется, это только одно из назначений национальной культуры. Если речь идет о великой культуре, то это еще и игра на повышение. Она не только закладывает взаимопонимание между «автомойщиком» и «интеллектуалом», но и дает возможность детям автомойщика, при должных задатках, стать интеллектуалами. «Сокровищница национального духа», обращенная ко всей нации, - это, на самом деле, основа для работы социального лифта. Есть и еще одно измерение: связь между поколениями. Потому что «разделяй и властвуй» прекрасно работает не только в пространстве, но и во времени. - «Ваша культура - первая версия Цивилизации? Какой отстой, а я уже в пятую играю. Мы, племя пятой версии, со старперами не общаемся». А Пушкин - он всегда Пушкин и для всех Пушкин.

Да, кстати, «национальной культурой» можно объявить и WOW. Проблема в том, что общество, структурируемое «ценностями» WOW, – это что-то вроде современного Сомали. В таком мире реальный игрок-автомойщик не выживет: его убьют, съедят или продадут в рабство. И у этой культуры нет «выхода наверх».

«Базис» любого общества – это человек, способный объединиться с другими, чтобы поставить на кон свои реальные жизни в обмен на право быть собой и жить по собственным законам. Другие виды свободы – иллюзорны, это свобода рыбок в аквариуме, действительная до той поры, пока хозяин позволяет им плавать от стенки до стенки.
Tags: культурология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments