Для одних это – «Пора валить из проклятой Рашки!».
Для других – «Пора валить тех, кто в Кремле!»
И тот, и другой посыл находят свое обоснование в одном и том же массиве ужасных свидетельств о нынешнем состоянии страны. Разница - в личной позиции.
Страшный сон адептов путинизма: коллективный Поросенок Петр, севший за штурвал «ср*** трактора», вдруг превращается в Марвина Химейера, и вместо того, чтобы «сваливать за бугор», разворачивает свой ужасный бульдозер в сторону Кремля. (Кто-нибудь слепит мультик на такой сюжет?)
Валить – или валить? Вот в чем вопрос. Третьего не дано.
А как же теория малых дел? Мы ведь люди понимающие, знаем, что никакой «Тунис» или «Майдан» кардинально ситуацию не исправят. Гражданское общество слабо, не организовано, а значит, одна странная тусовка сменит у власти другую странную тусовку, и в скором времени будет похожа на нее как отражение в зеркале. Вот и schegloff не случайно привлекает внимание к заметке skitalets о том, что нужно не на революцию надеяться, а форматировать островки гражданского общества снизу, прямо здесь и сейчас. Только это – надежно. Именно поэтому я, кстати, стараюсь делать акцент на регионализм, на вовлечение людей в муниципальные дела.
Парадокс в том, что «программа малых дел» и «Тунис» не являются альтернативами друг другу. Успешные «Тунисы» и «Майданы» не только не ставят препятствий для прогресса в «малых делах», а напротив, дают им дополнительные степени свободы.
Попытки кристаллизации гражданского общества «снизу» будут удаваться гораздо легче, если убавить организованный, системный прессинг сверху, который отнюдь не сводится к личной коррумпированности отдельных представителей власти. Возьмите ту же «послемайданную» Украину: там объективно легче что-то сделать на гражданском поле, чем в современной России. Вспомним летнюю историю в деревне Борковка, когда чиновники и милиция препятствовали людям защищать свои дома от огня. «Объединились для малых дел, хотите дома спасти? А мы вас оштрафуем или посадим!» Попробуйте этим людям проповедовать «теорию малых дел»: они вам доходчиво объяснят, что у нас за «малые дела» бьют по рукам. Поэтому и «малых дел» у нас не так много: проблема не только в пассивности людей, но и в механизме отрицательной обратной связи. Люди прекрасно видят, что за «малые дела» порой могут наказать не менее жестоко, чем за общефедеральную протестную деятельность. По этой причине, кстати, «малые дела» стараются не афишировать, чтобы не накликать беду, и о многих прекрасных примерах позитивной самодеятельности мы просто не можем узнать.
Если кто-то противопоставляет «малые дела» - «Тунису», он вводит людей в заблуждение. «Тунисы» - это как раз реакция на тотальное подавление «малых дел». Эта революция разыгрывалась фактически по сценарию «Чиполлино». Пафос «Лишь бы не было Туниса!» - это не наш страх, не сторонников «теории малых дел». Это страх тех, кто нас боится, кто уселся нам на шею, для кого наши граждане без разбора – «тупое быдло» и конкуренты за жизненное пространство. Разумеется, там, где пространство свободы для «малых дел» еще осталось, нужно его активно использовать, нужно выращивать островки самоуправления и гражданского общества. Нужно пользоваться любыми возможностями, которые предоставляет нынешнее законодательство. Но если «Майдан» или «Тунис» позволят немного расширить пространство свободы для «малых дел», то глупо от этого отказываться.