Top.Mail.Ru
? ?

культурогония и культургия

Previous Entry Share Flag Next Entry
Пределы энтузиазма
Obama
kornev
В следующих трех ситуациях от граждан можно ожидать стихийного, органичного проявления общественной активности:

1) Локальная солидарность (соседи, муниципалитет)

2) Социально-профессиональная солидарность (профсоюз, гильдия, сословие)

3) Хоббийная солидарность (фанаты, клубы, секты)

В этих трех случаях люди, в ответ на определенный вызов, могут договариваться и организовываться стихийно, «без посредников». У них налицо конкретный общий интерес. Все понимают, что этот интерес одинаков у всех. Все получают бонус, если протест завершился успехом. Отсюда – взаимное доверие и вовлеченность. Здесь можно ожидать посильного участия от любого заинтересованного человека, а не только от политического активиста, публициста, правозащитника. На практике мы видим, что при всей гражданской пассивности, протестные акции по трем указанным направлениям в России отнюдь не редки и часто – успешны.

В более сложных случаях, когда объединяются более масштабные и многообразные сообщества, для солидарного действия требуются дополнительные условия. Нужен организатор (структура, лидер) и высокая степень доверия к этому организатору. Если люди, в отсутствие достойного доверия лидера или организации, не спешат вливаться в «большой протест», то это не потому, что они - «тупое инертное быдло», а наоборот, потому что хомо сапиенсы. Вкладывать свою энергию в «движуху», лидеры которой не пользуются доверием, это все равно что относить деньги в МММ. Исключение – когда речь идет об общем враге, который всех настолько достал, что люди готовы избавиться от него любой ценой (как в Египте).

Общая беда наших оппозиционных партий и тусовок – они плохо представляют себе мотивацию человека, у которого политика не является «зоной непосредственного интереса». А ведь для большинства людей личное участие в политике – это стресс, насилие над собой, отвлечение времени и энергии от более насущных и интересных дел. Политик, который зовет таких людей «на бой», даже по самому благому поводу, – это для них лишь «очередной Мавроди от политики». Чтобы партии завоевать доверие людей, нужно вписаться в те виды органичного протеста по конкретным поводам, которые перечислены выше.

При этом вписаться надо не один раз, чтобы потом распиарить его на всю страну («Химкинский лес»), а по каждому локальному сообществу, чье доверие необходимо завоевать. К примеру, если НДА вписался в защиту интересов ритейлеров («чаепития»), то они могут рассчитывать на поддержку именно и только ритейлеров, но не учителей, врачей, инженеров и т.п. Если НДА проигнорировал недавние протесты учителей и беременных работниц, а также точит зуб на пенсионеров, то со стороны последних поддержка НДА была бы величайшей глупостью. А если кто-то хочет организовать «Партию Регионов» – значит, ему должно быть дело до всех активистов, защищающих муниципальные интересы граждан.

В отсутствие доступа к массовым СМИ, большая политическая сила может завоевать доверие, только если «тысячью щупалец» будет работать на уровне защиты муниципальных, профессиональных и хоббийных интересов своих потенциальных сторонников. Только на этом уровне люди могут оценить ее работу невооруженным глазом и проникнуться доверием. Если нет щупалец – их нужно отращивать, или попытаться «прирастить» уже готовые в лице уже имеющихся активистов.



  • 1
Очень приятно видеть, что есть здоровая рефлексия на тему солидарности. Здорово.
Если последовать Вашей конструкции, что вот есть мириады локальных напряжений и они при определенных обстоятельствах дают различные формы ситуативной солидарности, на основании чего они, на Ваш взгляд, могут быть политически объединены одной организацией? Правильно ли я понимаю, что Вы предлагаете общую идентичность по типу "везде так в России", "давайте будем едины нашим регионализмом, нашими различиями, за которыми, на самом деле, лежит нечто общее"?

На самом деле, Партия Регионов будет иметь дело не с региональными различиями, а как раз с типовыми проблемами регионов и их общими интересами (больше % налогов оставлять в регионе и т.п.). Если речь идет о "профсозной" партии, то интересы большинства профессиональных групп в лоб не сталкиваются. Учителя ничего не имеют против повышения зарплаты врачам и т.п.

Вообще говоря, название Партия регионов - какое-то курьёзное. Как бы по умолчанию предполагается, что есть нехорошее напряжение по линии центр-регионы, и вот это напряжение должно разрешаться в пользу регионов, а не как сейчас - в пользу центра. И будет хорошо. Но ведь дело в том, что в РФ большинство регионов - очень уж разные по ключевым социально-демографическим и экономическим характеристикам. Всю существующую, корявую конструкцию удерживает лишь постимперский центр, которому удалось по ряду исторических причин (после развала СССР) навязать свои услуги управления чрезвычайно разным региональным образованиям. Вся искусственность этой конструкции видна невооруженным взглядом. Если ставить политическую проблему "оставлять больше % налогов в регионе" и попытаться реализовать её на практике эту конструкцию ещё быстрее разорвёт по швам из-за несовместимых региональных различий. Я лично считаю, что уже в недалеком будущем так оно и произойдёт, так как ослабнет главный рычаг постимперского центра (доходы от сырьевой ренты будут убывать), а с ним и возможности по удержанию территории (регионов). Какой же смысл именно сейчас начать педалировать этот процесс? Я вижу только одно - быстрее избавиться от услуг федерального центра. Если это так, то я думаю, что это опрометчиво. Мне более понятны требования прозрачности, справедливости и большей демократичности в вопросах перераспределения природной ренты, но не требования - пускай и косвенные - избавиться от механизма, который ещё пока работает. Никто сейчас не сможет просчитать последствия демонтажа центра.

***Всю существующую, корявую конструкцию удерживает лишь постимперский центр, которому удалось по ряду исторических причин (после развала СССР) навязать свои услуги управления чрезвычайно разным региональным образованиям. Вся искусственность этой конструкции видна невооруженным взглядом. Если ставить политическую проблему "оставлять больше % налогов в регионе" и попытаться реализовать её на практике эту конструкцию ещё быстрее разорвёт по швам из-за несовместимых региональных различий.***

Если не считать Чечни (которую давно надо было отпустить), страна почему-то не развалилась при выборности губернаторов и сильном Совете Федерации (до 2004 года). Сам факт отмены губернских выборов в 2004 г., когда все уже успокоилось и пошло на поправку, говорит о ненужном (корыстном) перетягивании одеяла в сторону центра. Т.е. в нынешней ситуации есть достаточно большой люфт для "обратного" перетягивания одеяла. А если еще выбросить гипер-дотационные этнические автономии Северного Кавказа (главный пожиратель дотаций), уже это одно поможет оставить больше средств в других регионах.

Иными словами, Вы всё-таки предлагаете изменить территориальное устройство, а ресурсы в результате перераспределить среди оставшихся регионов. Откровенно говоря, я не представляю, как это сейчас может выглядеть на практике. Есть ли исторические прецеденты, когда какой-то части постимперии предлагается добровольно выйти из её состава (пускай даже этот состав сейчас оформлен в виде федеративного устройства). Можно сказать (в отношении Чечни), что такой шанс был при Дудаеве в 1990-е. Однако федеральный центр предпочел провести операцию(и) по устранению сепаратистов. Если уж совсем говорить откровенно, такой вариант возможен, если в Кремль придут совершенно другие люди и порвут с кадыровской верхушкой и с другими элитами Кавказа. Но как будет выглядеть такой спровоцированный развод, совершенно непредсказуемо. С уверенностью можно лишь сказать, что напряжение на Юге России резко возрастёт. Также можно с большой вероятностью полагать, что такие люди до срока до времени в Кремле не появятся.
На мой взгляд, сейчас сложилась патовая ситуация. Понятно, что будущее Центральной России (отчасти Урала, Западной Сибири и чего-то от Восточной) едва ли совместимо с будущем Северного Кавказа. Культурные и иные противоречия гасятся распределением доходов от использования сырьевой ренты (львиная доля которой локализуется, кстати, в Западной Сибири и на Урале). Как только доходы от сырьевой ренты вступят в убывающую фазу (после 2014 г., с усилением после 2018 г.), противоречия выйдут на поверхность. Самопроизвольно начнут возникать поводы для отделения, как в начале 1990-х. До этого момента существующий пакт Путин-Кадыров (а в целом Кремль-Северный Кавказ) никто разрушить не даст. Так что будировать эту тему опрометчиво, хотя общественное мнение явно склоняется к сепаратистским установкам. Но как было замечено Вам выше, люди - в том числе русские - не готовы менять существующую относительную стабильность на нечто неопределенное, хотя и ругают сложившееся положение вещей.
Позитивное в Вашей программе я вижу в распространении идей самоуправления. Считаю, что было бы неплохо встретить кризис с активной жизненной позицией. Но в данном случае я очень осторожный оптимист.

Первая задача, конечно - это научиться гражданам пользоваться теми возможностями муниципального и регионального самоуправления, которые есть уже сейчас. Нужно, чтобы в каждом городе, регионе возникало гражданское общество, которое контролирует местную власть и давит на нее. Понятно, что если просто дать нынешним региональным чиновникам больше денег и власти, они это все разворуют не менее шустро, чем федеральные.

Боюсь, что сейчас многие активные люди подвержены самообману, полагая, что вокруг них все такие же заинтересованные. Практика общения показывает, что на 10 человек, всего 2-3 реально чего-то хотят изменить, и то в либеральном ключе. Остальные довольны в своем городском сытом конформизме. Они не хотят менять свои форды в кредит и айфоны на неопределенность и мятежность времени.

По Химкинскому лесу никто никуда не вписался, их как-то очень уж активно вписали в Интернет и, главное, в подконтрольный телевизор. Вообще не удивлюсь, если это новая форма протеста – коммерческий протест, уж очень интересы этого общественного движения совпадают с интересами конкретных коммерческих структур. На Западе этим промышляет Гринпис, почему и в России последователям не найтись?

  • 1