Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Современный театр на помойке

В полемике с dm-krylov, неожиданно открылись глаза на удивительный и странный факт. Несмотря на расцвет театра и театральной жизни в последнее десятилетие, в афишах не удалось найти ни одной позитивной постановки о современных русских (или россиянах). Там, где кончается русская, советская или зарубежная театральная классика, начинается поле чернухи, истерики, грязи, извращений, тупизны и т.д. Нет ни одной попытки дать какой-то позитивный образ, достойный подражания.

Это что, такой «оппозиционный заговор» у театралов, желание «четко обрисовать Мордор»? Или нормальных русских драматургов просто посылают куда подальше? И кто-нибудь вообще знает нормальных современных авторов, пишущих для театра позитивные пьесы на материале современной жизни? (Гришковец не в счет, это «театр одного актера»)

Вот «на вскидку» типовые пьесы о современной жизни (из московской афиши за последнюю неделю):

«Жизнь удалась». - «Провокативная пьеса белоруса Павла Пряжко о любви малолетки к учителю физкультуры».

«Детектор лжи». - «Мария Лаврова и Евгений Баранов играют супругов, медсестру и слесаря, хозяин театра Рудольф Фурманов — гипнотизера, который должен выяснить, куда муж-алкоголик заначил деньги».

«Гупешка». - «Женщина приводит домой мужчину. По версии мужчины, он случайно увидел ее и тотчас влюбился. По версии мужа, выскочившего в разгар адюльтера из шифоньера, влюблен был тот мужик не по собственному желанию. …Запихнутые в камерное тесное пространство малой сцены РАМТа, ограниченное ржавыми стенами и огромными протекающими трубами, три стороны любовного треугольника болезненно, словно бы на нелёгких наркотиках, с трясущимися руками, бессвязной речью и порывистыми движениями, выясняют отношения».

«Контрольный выстрел». – «Действие разворачивается в доме старой московской семьи интеллигентов. Средних лет преуспевающий бизнесмен влюбляется в молодую девушку из этой семьи и предлагает ей руку и сердце. В попытках "уговорить" девушку, бизнесмен помогает решать жизненные и профессиональные проблемы всех членов семьи, тем самым подкупая их».

Последний спектакль еще куда ни шло (по сравнению с другими), но за этим не надо ходить в театр: включил ТВ, и в каждом втором сериале такие сюжеты.

Удивляет не само наличие подобных сюжетов, а то, что позитивных образцов русского (российского) поведения (на современном материале) просто нет. Речь не об идиллии, а именно о нормальных «героях наших дней» (помимо образа мифического «доброго принца-олигарха на белом коне»). На практике, в лифтах гадит один из тысячи, но в театре вот этот гадящий – в центре сюжета, он интересен, он подается как типичный герой наших дней, а нормальных людей в России как бы и нет совсем.

Между тем, в любой социальной группе есть позитив. Есть добрые врачи и самоотверженные учителя, которые выполняют свой долг, несмотря на крошечную зарплату. Есть родители, которые, несмотря на все ужасы нашей жизни, пытаются вырастить нормальных людей. Наверняка есть даже неворующие чиновники, хотя бы на уровне муниципалитета. Все вокруг гадят – а он помогает. Все воруют – а он не ворует. Пусть даже ворует - но понемногу и мучается угрызениями совести. Есть «несогласные». Все сидят дома – а он выходит протестовать. Его бьют дубинками – а он все равно выходит. Есть Навальный, который всех разоблачает: конечно, в конце пьесы его убьют, но его пример даст силы десяткам других. Есть Растеряев, который поет не о проблемах гламурных дур, а о простых людях. Есть, наконец, Онегов, которого отлучили от издательств, а он не унывает, пчел выращивает, детишкам в школах лекции бесплатно читает, помогает сельчанам с правозащитой. Хороших людей, достойных уважения и подражания, вокруг много, но театралов почему-то привлекает только помойка.
Tags: культурология, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments