«Однако ж получившаяся утопическая картина потрясает воображение лишь при первом взоре. На проверку все упомянутые тенденции - мало того что не новость, так еще и неправда. В отмечаемых предпосылках прослеживается общность мысли с жизнеутверждающим сочинением Сергея Корнева и Вадима Штепы о "креатократии". Так ведь одно дело - философское конструирование исторической утопии, а другое - претензии на звание чуть ли не точной науки экономики».
Надо отдать должное Владиславу Иноземцеву: его работы, наполненные множеством фактов и цифр, конечно же, были одним из источников наших футурологических построений. Как и работы другого оригинального отечественного экономиста – Дмитрия Иванова («Виртуализация общества»). На мой взгляд, оценки Иванова более реалистичны: он понимает, что «интеллектуалы» в новом обществе царствуют лишь в некоем обобщенном смысле. В ракурсе персональной карьеры ценится не знание, а «образ знания», не «креативность», а «образ креативности». Вершин иерархии достигают в основном «эксперты по умению делать карьеру», а не «эксперты» вообще.
Настоящая «креатократия» требует полного переформатирования политической и социальной реальности (на что, собственно, и намекает наш текст). Прежде всего, должен измениться типаж «низов» и формат потребления. Типичный обитатель «Креатократии» будет потреблять не товары и не услуги, и даже не "знания" в современном смысле этого слова, а «образы жизни» и «линии творческого роста», производимые креатократами. (Если утрировать – это что-то типа наборов «сделай сам», «книжек-раскрасок» для детей, только на более высоком уровне). Лидер в эпоху креатократии – это не «распределитель» и не «идеолог» («идеократ»), а «открыватель новых горизонтов», «кладоискатель». (Подробнее об этом см. в тексте «Торжествующая Религия Севера»).