Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Переходное Правительство (все о нем)

К весне, возможно, обострятся «революционные настроения», чему способствует окончательное «закручивание гаек» и принятие целой серии безумных законов. Даже если вы не имеете симпатий в отношении «революции», то все равно заинтересованы в том, чтобы, начавшись, она совершилась «мгновенно», а не растягивалась на месяцы. Хорошо, если в ходе беспорядков похитят только мумию из Мавзолея. Но ведь могут пострадать настоящие культурные ценности, объекты городской инфраструктуры, женщины, дети, старики. Поэтому у всех без исключения граждан России есть интерес в том, чтобы оппозиционные и протестные лидеры четко и солидарно понимали, чего они хотят. И здесь есть две больших проблемы.

Первая проблема - отсутствие компромиссной силы, которая, с всеобщего согласия, могла бы подобрать власть и затем – провести честные выборы. В Египте переходная сила отыскалась в лице генералов, которых уважает и армия, и население. В России генералы авторитета не имеют. Парламент состоит в основном из пешек «Единой России». Легальные оппозиционные партии воспринимаются большинством граждан как тусовка потрепанных клоунов. Лидеры несистемной оппозиции и русских организаций в настоящий момент малоизвестны, не имеют политического веса. Кроме того, Переходное Правительство по своей сути должно быть сугубо техническим органом и «стоять над схваткой», а не превращаться в трибуну для предвыборной агитации.

Вторая проблема – никто не удосужился предложить конкретную программу для Переходного Правительства. Кое-что можно найти у Касьянова, у Каспарова, но в предельно общем виде. С одной стороны, понятно, что эта программа должна быть сугубо технической. Конституционной реформой должна заниматься полностью легитимная власть уже после выборов. Но с другой стороны, если до выборов оставить в силе все нынешнее политическое законодательство (о партиях, выборах, экстремизме), то и сама «революция» теряет смысл. Ее главная цель – как раз «ослабить гайки», сдерживающие гражданскую и политическую активность. Значит, Переходному Правительству все же придется вторгаться в ряд важнейших законов, в том числе – конституционных. Это создает почву для бесконечных споров.

Ниже я на правах обеспокоенного гражданина, желающего, чтобы беспорядки не продлились дольше одной недели, предлагаю свои соображения по этому поводу.


1. Состав Переходного Правительства
Задача Переходного Правительства – бесконфликтно принять власть от прежнего правительства, обеспечить порядок в стране и в течение 3-х месяцев провести честные выборы.

Для Переходного Правительства идеальным выбором будут люди, которые

1) Обладают политическим весом, опытом управления, находятся во власти, лояльны нынешнему руководству России.

2) Не относятся к числу общеизвестных одиозных персонажей. В частности, не относятся к числу федеральных министров, ключевых фигур Администрации Президента, Федерального Собрания и партии «Единая Россия». Не принадлежат к одиозным группировкам, таким как «Семья», «питерские», «чекисты», «лужковские», «топливно-сырьевые олигархи».

3) Имеют некоторую долю личной легитимности (т.е. не слишком давно были избраны народом лично, не по спискам, на относительно честных выборах, происходивших до 2007 года).

Такие люди в России есть, их ровно 35 человек.

Речь идет о политиках, победивших на последних прямых выборах глав регионов, проводившихся до 2005 года. Конкретнее, о тех из них, кто руководит регионами до сих пор, либо переведен в Совет Федерации и органы исполнительной власти. Учитывая, что с 2005 г. выборы губернаторов были отменены, а к честности федеральных выборов 2007-2008 есть серьезные претензии (в т.ч. со стороны ОБСЕ), эти люди – последний островок легитимности в нынешней системе власти. Им сам Бог велел исполнить переходную функцию.

(Разумеется, ни один из членов нижеследующего списка не давал своего согласия на включение в него)

Список наиболее легитимных администраторов России:

1. Артамонов Анатолий Дмитриевич - Калужская область (ЦФО), губернатор с 2000 г., избран народом в 2000 и 2004 гг.
2. Бетин Олег Иванович - Тамбовская область (ЦФО), глава администрации с 1999 г., избран народом в 1999 и 2003 гг.
3. Виноградов Николай Владимирович - Владимирская область (ЦФО), губернатор с 1997 г., избран народом в 1996 и 2000 гг.
4. Громов Борис Всеволодович – Московская область (ЦФО), губернатор с 2000 г., избран народом в 2000 и 2003 гг.
5. Денин Николай Васильевич – Брянская область (ЦФО), губернатор с 2004 г., избран народом в 2004 г.
6. Зеленин Дмитрий Вадимович - Тверская область (ЦФО), губернатор с 2003 г., избран народом в 2003 г.
7. Королев Олег Петрович – Липецкая область (ЦФО), губернатор с 1998 г., избран народом в 1998 и 2002 гг.
8. Михайлов Александр Николаевич - Курская область (ЦФО), губернатор с 2000 г., избран народом в 2000 г.
9. Савченко Евгений Степанович - Белгородская область (ЦФО), губернатор с 1993 г., избран народом в 1995, 1999, 2003 гг.
10. Катанандов Сергей Леонидович - Республика Карелия (СЗФО), глава республики в 1998-2010 гг., избран народом в 1998 и 2002 гг., с 2010 г. – в Совете Федерации
11. Позгалёв Вячеслав Евгеньевич - Вологодская область (СЗФО), губернатор с 1996 г., избран народом в 1996, 1999, 2003 гг.
12. Сердюков Валерий Павлович - Ленинградская область (СЗФО), губернатор с 1998 г., избран народом в 1999 и 2003 гг.
13. Торлопов Владимир Александрович - Республика Коми (СЗФО), глава республики в 2002-2010 гг., избран народом в 2002 г., с 2010 г. – в Совете Федерации.
14. Бочкарев Василий Кузьмич - Пензенская область (ПФО), губернатор с 1998 г., избран народом в 1998 и 2002 гг.
15. Волков Александр Александрович – Республика Удмуртия (ПФО), президент с 2000 г., избран народом в 2000 и 2004 гг.
16. Маркелов Леонид Игоревич – Республика Марий Эл (ПФО), президент с 2001 г., избран народом в 2001 и 2004 гг.
17. Меркушкин Николай Иванович – Республика Мордовия (ПФО), глава республики с 1995 г., избран народом в 1995, 1998 и 2003 гг.
18. Титов Константин Алексеевич – Самарская область (ПФО), губернатор в 1991-2007 гг., избран народом в 1996 и 2000 гг., с 2007 г. – в Совете Федерации
19. Федоров Николай Васильевич – Чувашская Республика (ПФО), президент в 1994 - 2010 гг., избран народом в .1997 и 2001 гг., с 2010 г. – в Совете Федерации
20. Чернышёв Алексей Андреевич - Оренбургская область (ПФО), губернатор в 1999-2010 гг., избран народом в 1999 и 2003 гг., с 2010 г. – в Совете Федерации
21. Шаклеин Николай Иванович - Кировская область (ПФО), губернатор в 2004-2009 гг., избран народом в 2003 г., с 2009 г. – в Совете Федерации.
22. Максюта Николай Кириллович - Волгоградская область (ЮФО), глава администрации с 1997-2010 гг., избран народом в 1996, 2000 и 2004 гг., с 2010 г. – в Совете Федерации
23. Ткачев Александр Николаевич - Краснодарский край (ЮФО), губернатор с 2000 г., избран народом в 2000 и 2004 гг.
23. Черногоров Александр Леонидович - Ставропольский край (СКФО), губернатор в 1996 – 2008 гг., избран народом в 1996 и 2000 гг., с 2009 г. – зам. министра сельского хозяйства РФ
24. Богомолов Олег Алексеевич (1950) - Курганская область (УФО), губернатор с 1996 г., избран народом в 1996, 2000 и 2004 гг.
26. Россель Эдуард Эргартович - Свердловская область (УФО), губернатор в 1995-2009 гг., избран народом в 1995, 1999 и 2003 гг., с 2009 г. – в Совете Федерации
27. Гениатулин Равиль Фаритович – Забайкальский край (СФО), губернатор с 1996 г., избран народом в 1996 и 2000 гг.
28. Полежаев Леонид Константинович - Омская область (СФО), губернатор с 1991 г., избран народом в 1995, 1999, 2003 гг.
29. Толоконский Виктор Александрович - Новосибирская область (СФО), губернатор в 1999-2010 г., избран народом в 1999 и 2003 гг., с 2010 г. – ППП в СФО
30. Тулеев Аман Гумирович - Кемеровская область (СФО), губернатор с 1997 г., избран народом в 1997 и 2001 гг.
31. Волков Николай Михайлович - Еврейская автономная область (ДФО), губернатор 1996-2010 гг., избран народом в 1996 и 2000 гг., с 2010 г. – в Совете Федерации.
32. Дарькин Сергей Михайлович - Приморский край (ДФО), губернатор с 2001 г., избран народом в 2001 г.
33. Дудов Николай Николаевич - Магаданская область (ДФО), губернатор с 2003 г., избран народом в 2003 г.
34. Ишаев Виктор Иванович - Хабаровский край (ДФО), губернатор в 1991-2009 гг., избран народом в 1996 и 2000 гг., с 2009 г. – ППП в ДФО
35. Штыров Вячеслав Анатольевич - Республика Саха (Якутия) (ДФО), президент в 2002-2010 гг., избран народом в 2002 г., с 2010 г. – зам. пред. Совета Федерации

Участники этого Списка – не бюрократические пешки-назначенцы, а реальные публичные политики, побеждавшие на конкурентных выборах, имеющие за спиной многолетний опыт управления целыми регионами. Некоторые из них пользуются известностью на общенациональном уровне. Другие обладают серьезной опорой в своем регионе и определенным авторитетом – в соседних регионах. Список представляет все федеральные округа России. В целом, он достаточно внушителен, чтобы произвести впечатление на чиновников по всей России. При этом Список не содержит одиозных «врагов народа» и обанкротившихся конструкторов нынешней политической системы (в него не включен Строев). Важно также, что его участники не находятся в конфликтных отношениях с нынешними руководителями России, и те могут положиться на их гарантии безопасности. Таким образом, обеспечивается плавная, некатастрофичная передача власти Переходному Правительству.

Оппозиция, настроенная на «египетский сценарий», могла бы выставить этот список на щит, за неимением лучшей почвы для консенсуса. Более компромиссный состав Переходного Правительства подобрать невозможно, а любой другой формат с большой вероятностью будет подвохом и прелюдией к катастрофе. Понятно, что на первом этапе «революции» члены Списка будут всячески отмежевываться от протестного движения. Но в определенный момент сами представители нынешней администрации окажутся заинтересованы в согласии на такой состав Переходного Правительства.

В течение переходного периода Переходное Правительство будет высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, а также законодательную власть – в тех узко очерченных рамках, в каких это необходимо для проведения свободных выборов. Предполагается, что управлять они будут коллегиально, избрав Председателя Переходного Правительства, распределив между собой отдельные сферы ответственности, решая вопросы простым большинством голосов. Губернаторы, входящие в правительство, оставят в регионах своих заместителей.

Членам Переходного Правительства гарантируется амнистия за все прежние преступления, которые могут вскрыться впоследствии. Амнистии подлежит также вся собственность, которую они (возможно) незаконно приобрели, находясь у власти до начала работы Переходного Правительства. Это необходимо, чтобы они не стали марионетками в руках сил, располагающих компроматом. Взамен от них требуется выполнение определенного пакета мер, обеспечивающих снятие всех ограничений на политическую деятельность и проведение честных выборов. После прекращения полномочий Переходного Правительства, они могут по-прежнему принимать участие в политической жизни России. При этом те из них, кто являются губернаторами, возвращаются на свои посты вплоть до новых выборов.


2. Программа Переходного Правительства
Переходное Правительство не обладает достаточной легитимностью, чтобы осуществлять конституционную реформу. Но оставить без изменения политическое законодательство последнего десятилетия нельзя, поскольку оно «заточено» на уничтожение полноценных выборов и на узурпацию власти.

Решающий удар по плюралистической политической системе был нанесен в 2000-2001 гг. Это путинская реформа Совета Федерации (с августа 2000 г.), превратившая его в орган, состоящий из назначенцев. Это принятый в 2001 году дискриминационный закон о политических партиях. Как минимум, следует «заморозить» на 1 год исполнение всех законов и поправок, конфигурирующих политический процесс, которые приняты с августа 2000 года, и «откатить» систему к состоянию на июль 2000 года. После выборов судьбой этих законов будет заниматься уже новая власть.

Однако первые искажения политической системы начались еще раньше, с 1995 года, когда были отменены прямые выборы в Совет Федерации и высшая палата Парламента превратилась в «клуб губернаторов». Тем самым в России произошел отказ от системы разделения властей. А значит – был нарушен сам дух Конституции, которая говорит об «исполнительной» и «законодательной» властях как об отдельных институциях.

Это делает соблазнительным не ограничиваться «откатом» к промежуточной «резервной копии» июля 2000 года, а заново установить политическую систему с «лицензионного дистрибутива». Таким «дистрибутивом» является сама Конституция 1993 года в своей исходной редакции вместе с «Заключительными и переходными положениями», которые определяли самые первые выборы в Федеральное Собрание. (Детальное разъяснение переходных статей Конституции см. по ссылке)

Напомню, что первый состав Совета Федерации избирался на два года по двухмандатным мажоритарным округам (по два сенатора от каждого региона). Первый состав Государственной Думы избирался также на два года, причем две трети – по партийным спискам, одна треть – по мажоритарным округам.

Целесообразно также отложить на 1 год выборы Президента Российской Федерации. Проводить эти выборы впопыхах, в течение трех месяцев - абсурдно, потому что в них не успеют полноценным образом принять участие новые кандидаты, и придется выбирать из старой колоды. А учитывая колоссальные полномочия президента РФ, снова начнется диктатура. Лучше сначала избрать Федеральное Собрание и дать ему временные полномочия назначить (и переназначить) Председателя Правительства, который и будет исполнять президентские обязанности (что предусмотрено нынешним законодательством). Далее Федеральное Собрание либо назначит проведение выборов Президента (с интервалом, достаточным для полноценной предвыборной кампании), либо объявит о выборах в Учредительное Собрание, либо предложит референдум по новой Конституции. И возможно, по итогам референдума институт президентской власти в России будет существенно ограничен.

***

Повестка действий Переходного Правительства:
(В квадратных скобках указана срочность мер, в круглых – необходимые пояснения)

1) Принятие отставки прежней администрации и обеспечение охраны ее представителей от «народных мстителей». [Первый день работы Переходного Правительства] Дальнейшую судьбу этих людей решит новая власть после выборов.

(Идея «народной расправы» - это плохой способ обеспечить быструю и бескровную передачу власти. Преступления прежней администрации должны быть установлены и наказаны по суду. Не нужно делать из них «мучеников» и политических беженцев)

2) Приостановка сроком на 1 год деятельности партии «Единая Россия». Членам партии на этот срок запрещается организовывать какие-либо новые партии и общественные организации, а также выходить из этой партии и вступать в какие-либо иные партии и движения. Однако они сохраняют все иные гражданское права, в том числе - право выдвигать свои кандидатуры на выборах по мажоритарной системе. [Первый день] Дальнейшую судьбу «Единой России» и ее членов решит новая власть после выборов.

(Следует предотвратить возвращение «Единой России» в политику как организованной силы, но нет смысла изымать из политики ее отдельных членов, поскольку многие политики и администраторы, особенно в регионах, вынуждены были вступить в нее под давлением. Возможность выхода из партии «Единая Россия» следует «заморозить» на случай, если по штрафам и долгам этой партии государство заставит расплачиваться ее членов из личных средств)

3) Приостановка сроком на 1 год исполнения всех законов, которые вводят ограничения свободы слова, собраний и манифестаций по политическим или «антиэкстремистским» мотивам. [Первый день] Дальнейшую судьбу этих законов решит новая власть после выборов.

4) Приостановка сроком на 1 год исполнения всех законов, которые вводят ограничения на политическую деятельность, на создание и регистрацию новых партий и движений. Возвращение к практике, принятой до вступления в силу «Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"». [Первый день] Введение временного регламента, позволяющего регистрировать любые партии и общественные движения в уведомительном порядке и допускающего их участие в любых выборах любого уровня. [Первые 15 дней] Дальнейшую судьбу этих законов решит новая власть после выборов.

5) Амнистия всем гражданам России, которые были осуждены (или находятся под следствием) по обвинениям политического характера, при условии, что их действия непосредственно не повлекли за собой человеческих жертв. В частности, амнистии подлежат осужденные по «антиэкстремистскому» законодательству, как в плане «экстремистских» высказываний и текстов, так и в плане участия в «незаконных» организациях (если не доказано участие в терактах). При этом осужденные по статье 282 УК РФ амнистируются всем списком, без дополнительного разбирательства. Дальнейшее применение «антиэкстремистского» законодательства приостанавливается сроком на 1 год. [Первые 3 дня] Дальнейшую судьбу этих законов (а также вопрос о компенсации пострадавшим от их применения) решит новая власть после выборов.

6) Возвращение к такому порядку формирования Федерального Собрания, который был предусмотрен Конституцией 1993 года в первоначальной редакции вместе с «Заключительными и переходными положениями». Объявляются выборы в Совет Федерации по двухмандатным мажоритарным округам (по два сенатора от каждого региона). Объявляются выборы в Государственную Думу, причем две трети депутатов избираются по партийным спискам, одна треть – по мажоритарным округам. Срок полномочий избранного состава Федерального Собрания – 2 года. [Первые 10 дней] Проведение свободных и честных выборов в Федеральное Собрание России. [Не позже, чем через 90 дней после начала работы Переходного Правительства]

(Многим хочется сразу избирать «Учредительное Собрание», но это нельзя делать в течение краткого переходного периода. Перед выборами в Учредительное Собрание должен пройти промежуток времени, достаточный, чтобы кандидаты могли ознакомить граждан со своим видением будущего России, чтобы у граждан было время подумать. Решение о начале конституционной реформы и порядке ее проведения должна принять новая легитимная власть)

7) Приостановка сроком на 1 год исполнения всех законов, регламентирующих проведение выборов всех уровней. Введение нового (временного) регламента для выборов, который обеспечит их прозрачный характер и контроль со стороны наблюдателей от любых партий, движений, общественных организаций, как российских, так и международных. В обязательном порядке – обеспечение прямой онлайн-трансляции всего происходящего на избирательных участках, включая процесс подсчета голосов. [Первые 30 дней] Дальнейшую судьбу этих законов решит новая власть после выборов.

8) Полное обновление персонального состава всех избирательных комиссий, от ЦИК РФ до участковых. Запрет на участие в избирательных комиссиях для людей, когда-либо состоявших в партии «Единая Россия». Формирование нового персонального состава всех избирательных комиссий на основе справедливого участия всех партий и общественных движений. [Первые 60 дней]

9) Временное (на 90 дней) превращение государственного телеканала «Россия 1» в свободную, общедоступную, круглосуточную площадку политических дискуссий. Какое-либо иное вещание на канале на этот срок прекращается (включая коммерческую рекламу). Управление контентом канала передается специально созданному Общественному Совету, где на справедливой основе представлены все политические партии и общественные движения России, намеренные участвовать в ближайших выборах. [Первые 3 дня] Общественный Совет пополняется по мере появления новых партий и движений. Убытки телеканала, рекламодателей и иных юридических лиц компенсируются из средств, снятых со счетов партии «Единая Россия», а недостающее – записывается в долг этой партии. Дальнейшую судьбу государственного телеканала определит новая власть после выборов.

(Новым партиям и движениям необходим «быстрый старт», учитывая небольшую продолжительность предвыборной кампании)

10) Временная (на 90 дней) оплата безлимитного доступа в Интернет всем гражданам России за счет государства. Срочное подключение к Интернету всех желающих граждан за счет государства. Срочное оборудование во всех населенных пунктах с малой долей интернет-пользователей временных «политических Интернет-кафе», открытых для граждан. Помещения для «полит-кафе» предоставляются в муниципалитетах, школах, библиотеках, бывших офисах «Единой России». Все расходы по этим статьям компенсируются из средств, снятых со счетов партии «Единая Россия», а недостающее – записывается в долг этой партии. [Первые 30 дней]

(На время предвыборной кампании нужно повысить плюрализм информационного пространства России. Технически – государство оплачивает провайдерам трафик по среднерыночной стоимости минимального безлимитного тарифа, а также стоимость подключения новых пользователей к сети. Провайдеры обязаны вернуть эти суммы гражданам. В «полит-кафе» устанавливаются нетбуки с подборкой линков на популярные политические площадки, социальные сети, электронные СМИ, партийные сайты. Кибер-няня отсекает порно трафик и т.п.)

11) Приостановка сроком на 1 год выборов Президента Российской Федерации. [Первые 3 дня] Введение временного регламента, позволяющего Федеральному Собранию избирать и переизбирать Председателя Правительства России и определять его полномочия. [Первые 60 дней] Дальнейшую судьбу института президентства решит новая власть после выборов.

(Три месяца – слишком маленький срок для проведения настоящих альтернативных выборов Президента. Кроме того, институт президентской власти в своем нынешнем виде неминуемо перерождается в новую диктатуру)

12) Возвращение прямых всенародных выборов губернаторов (глав администраций) во всех регионах России, по нормам, принятым до сентября 2004 года. Проведение свободных и честных выборов губернаторов (глав администраций) во всех регионах России. [Не позже, чем через 90 дней после начала работы Переходного Правительства] Исключение – регионы, где введено чрезвычайное положение, а также регионы, где губернаторами являются члены Переходного Правительства (выборы в этих регионах проводятся после отставки Переходного Правительства).

(Необходимо укрепить базу новой власти, поскольку стычка нового Федерального Собрания с прежними губернаторами-назначенцами может привести к нежелательным последствиям)

13) Прекращение деятельности Переходного Правительства в момент, когда избранное Федеральное Собрание выберет нового Председателя Правительства. Отчет членов Переходного Правительства о своей работе и передача дел новому Правительству. [Не позже, чем через 100 дней после начала работы Переходного Правительства]

*****

«Хартия Переходного Правительства» (в этом или в ином виде) должна быть серьезно проработана юристами объединенной оппозиции, чтобы у членов Переходного Правительства не было ни малейшей возможности увильнуть от поставленной задачи и сделать «шаг влево» или «шаг вправо». Лидеры протеста должны потребовать, чтобы члены Переходного Правительства присягнули согласованному варианту «Хартии» в первый же день своей работы. Малейшая попытка уклониться от действий или сроков, указанных в Хартии, должна мгновенно «наказываться» новой волной протестов.

(При желании, любые партии, движения, политики, общественные деятели, могут брать любые части этого текста (либо его целиком) и свободно использовать в своих документах и публикациях, в том числе – без указания авторства, без знаков цитирования и без ссылки на оригинал)
Tags: политика, регионализм, самоорганизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →