Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Русское самоопределение в рамках РФ

Недавно с подачи Егора Холмогорова пошла новая волна дискуссий об оптимальном для русских территориально-государственном устройстве России. При этом автор, помимо повторения известных аргументов об ущемленном положении русских в РФ, выдвинул и новую концепцию решения этой проблемы.

Итого, имеется семь основных конкурирующих проектов:

1) Ликвидация этнических автономий и уравнивание всех «россиян», независимо от национальности. Это «проект Президента Медведева», если бы он додумал свои мысли о «россиянах» до конца (т.е. прекратил бы узаконенную дискриминацию русских перед лицом «автономных» этносов России).

2) Ликвидация этнических автономий и объявление России русским национальным государством. Этот проект поддерживает большинство унитарных националистов.

3) Придание всем ныне существующим русским краям и областям статуса автономий («Русских Республик») в составе РФ. Это проект Вадима Штепы (при этом сам автор не делает акцента на обязательной "этнократичности" этих республик, поскольку при нормальной региональной демократии вопрос с этническими диспропорциями решится сам собой).

4) Образование семи больших «Русских Республик» в составе РФ, примерно по границам федеральных округов. Это проект Широпаева и НДА.

5) Образование единой «Русской Республики» в составе РФ. Этот проект поддерживает достаточно много этнонационалистов (как пример, одноименная организация).

6) Преобразование России в «гегемонистскую федерацию». По сути: Правительство Русской Республики автоматически является Правительством Федерации, однако статус других автономий сохраняется, и у них остаются некоторые рычаги влияния на принятие общих решений. Один из вариантов этого проекта изложил Холмогоров.

7) Синтез вариантов 2, 3 и 6: преобразование России в русское национальное государство, с сохранением этнических республик и увеличением автономных прав для русских регионов.

Далее я собираюсь доказать, что наиболее простыми по осуществлению и оптимальными для русских являются решения Штепы (3) и Холмогорова (6). А самым лучшим является проект №7.

Сразу предупреждаю: вопрос об этносах Северного Кавказа я ниже вообще не рассматриваю, поскольку это «форс-мажор», и решение для него должно быть особое. Все, что написано ниже, касается только отношений русских с мирными этносами России (если это не оговаривается особо).

Проект 1. Гипотетический «Проект Медведева» отбрасываем с самого начала, поскольку он, обозлив народы автономий, русским ничего позитивного не несет. В ситуации тотальной коррупции и отсутствия демократии, меньшинства (некоторые) сильны не только своими автономиями (они, кстати, есть не у всех), но и эффективной кланово-племенной организацией. Русские, в силу своих традиций, могут с ними конкурировать, только опираясь на легальные организованные структуры, признанные государством. Если этнические организации запретить «одинаково для всех», то для русских этот запрет будет реальным и фатальным (что и происходит сегодня), а для племенных этносов – формальной мелочью, которую они легко обойдут (поскольку имеют органическую связность). Без опоры на русские узлы государственности, русские в «россиянской» России обречены быть людьми второго сорта. Если же в стране разрешить демократию и русские партии, то можно и автономии не отменять (лишь подправить границы): первые же свободные выборы автоматически превратят страну в русское национальное государство.

Проект 2. Русский унитарный проект – чрезмерно конфликтный, а при вмешательстве зарубежных «помощников» может закончиться «Югославией». Кроме того, этот проект слишком чувствителен к тому, кто и как будет проводить его реализацию. Если этим займется нынешняя власть, то на практике все сведется к проекту №1, просто слово «русские» девальвируется до значения «россияне». Если же в стране разрешить демократию и русские партии, то можно и автономии не отменять: первые же свободные выборы автоматически превратят страну в русское национальное государство.

Основная опасность этого проекта: он выдавливает в «антирусский лагерь» множество народов, с которыми сегодня у русских отношения вполне приемлемые и которые на шее у русских не сидят. Идея о том, что русские имеют претензии ко всем иным народам России – неверна. Многие коренные народы находятся в таком же приниженном и вымирающем положении, как русские, и над русскими не возносятся даже в своих титульных автономиях. К примеру, посчитайте количество этнических хакасов в Правительстве Хакасии. Или этнических карелов - в Правительстве Карелии.

Проект 3. Повышение статуса русских регионов до этнических русских республик – это самое простое и быстрое, что можно сделать в нынешней ситуации. Этот проект несколько улучшит ситуацию русских даже при нынешней «ограниченной демократии». Но надо понимать, что для этого на русские регионы должен быть распространен не только «бумажный» статус республик, но и те неформальные преференции, которые на практике дозволены таким сильным автономиям, как Татарстан или Чечня. Простое переименование «Орловской области» в «Орловскую русскую республику» ничего не изменит.

В идеале нужно снять ограничение на создание региональных партий (для участия в местных выборах), вернуть прямые выборы главы региона и убрать возможность президенту смещать его простым росчерком пера. Кроме того, нужно увеличить автономные полномочия региональной власти: снизить долю перечислений в федеральный бюджет (с 70% хотя бы до 20-30%); вернуть региону недра и природные ресурсы; расширить рамки для региональной политики в сфере экономики, образования и культуры; подчинить воле избирателей полицейские силы региона; дать возможность региону самостоятельно определять демографическую, этническую и миграционную политику. Если этот список не реализовать (хотя бы частично), то «республиканский статус» окажется простой фикцией.

Проект 4. О варианте с семью большими «Русскими Республиками» в составе РФ можно сказать ровно то же, что и о варианте №3. Само по себе объединение регионов в «Русские Республики» для реального статуса русских ничего не даст. В республиках необходимо реализовать тот же пакет мер, что и для третьего проекта.

Но у этого проекта есть минус: он гораздо более чувствителен к тому, кто и как его реализует. Если им займется нынешняя власть, то положение русских не только не изменится, но и ухудшится. Этот вариант автоматически понижает статус уже существующих русских регионов, как человеческих общностей. Если раньше руководство Орловской области непосредственно выходило на федеральный уровень, то теперь придется преодолевать две ступеньки. В иерархической системе РФ Орловская область сместится на положение уезда «Залесской Республики». Статус нынешних русских регионов упадет, а статус равных по населению этнических автономий - вырастет. Нынешние русские областные центры, по удаленности от Правительства России, будут равны райцентрам автономных республик. Если сейчас автономии – «первые среди равных» в большой группе 83 регионов, то после укрупнения русских регионов будет группа из 7 русских республик и 21 нерусской (14 - без учета Северного Кавказа). Придется либо принижать статус нерусских республик, либо они будут составлять «квалифицированное большинство» в новой Федерации.

Кроме того, с точки зрения целостности страны, чем крупнее регион, тем опаснее давать ему автономные полномочия. Если все указанные в п.3 полномочия дать Орловской области – то это будет «ужасно автономная Орловская область», и не более того. А если Залесской Республике (в размере ЦФО) – то она станет полусуверенным государством. Причем крупным государством, сравнимым с Украиной, Польшей, Испанией. Такого рода трансформация приемлема, только если есть гарантия вступления России в ЕС целиком. Если гарантий нет, то результат будет таким: до Волги регионы вступят в ЕС, за Уралом – в Китай, а посередине будет «исламская республика Идель-Урал».

Проекты 5 и 6. Проект единой «Русской Республики» в составе РФ плох тем, что немногие из его адептов удосуживаются додумать его до конца. Если додумывают, то получают в точности проект №6, представленный Холмогоровым.

Понятно, что статус огромной Русской Республики не может быть приравнен к статусу маленьких республик, которые она превосходит по населению в 50-100 раз. Статус Русской Автономии должен быть равен суммарному статусу всех тех субъектов федерации, которые она в себя поглотит. Иначе это будет издевательством над русскими.

На практике это значит, что представители Русской Автономии будут заведомо доминировать в обеих палатах Парламента Федерации, а Федеральное Правительство станет просто рупором правительства Русской Автономии. Малые автономии де факто будут иметь только совещательный голос.

Кроме того, при учреждении Русской Республики логично включить в нее все муниципальные образования, где доля русских составляет 51% и более. Иначе это будет дискриминацией русских. Это уполовинит размер большинства автономий. Их голос в федеральных делах станет еще слабее.

Что мы получаем в итоге? Это уже не «Федерация Республик», а «самодержавная» Русская Республика, с пришитым к ней «охвостьем» из малозначимых крошечных автономий, которые по сути являются «вассалами» или «доминионами». Если это выразить на уровне институций, то и получается вариант Холмогорова, причем не в Прусско-Германском, а в более радикальном варианте. Дабы не «дублировать» правительство Русской Автономии на федеральном уровне, лучше эти два правительства по-максимуму объединить. Технически это может быть организовано по-разному, в том числе и так, как предлагает Холмогоров.

Этот проект особенно хорош тем, что с разными «доминионами» отношения можно выстраивать по-разному. Скажем, кавказские – оформить как «вассальное зарубежье», с настоящими границами и жесткой миграционной политикой.

Проект 7. Возьмем за основу Проект 6. Возникает вопрос: а зачем вообще городить огород с «Русской Автономией», если «на выходе» мы получаем Русское Национальное Государство с «пришитыми» к нему «этническими доминионами»? Так может быть, просто объявить Россию всю целиком – русским национальным государством (записав это в конституцию), а в качестве компенсации дать право наиболее крупным этносам на автономии? В этом случае факт автономии для компактно живущего этноса получает свое оправдание: это как раз и есть компенсация того, что государство в целом является русским национальным. Государство русское – и именно поэтому на территории автономии русский характер государства компенсируется преференциями для данного этноса.

В этом случае и «федеральная реформа» как таковая не нужна, территориальное деление можно оставить практически без изменения. Нужно просто уравнять (в сторону увеличения) автономные права всех регионов. А также обязать те автономии, где велика доля нетитульного населения, либо урезать свою территорию, либо ввести дополнительные титульные этносы (для народов, численность которых превышает 10%). При этом Татарстан станет «двухтитульным» (татары и русские), Башкортостан – «трехтитульным» (башкиры, татары, русские).

Но тут возникает обоснованное возражение. Если кроме объявления России «русским государством» ничего не меняется, то ведь ничего и не изменится: это превратится в чистую профанацию (см. критику проекта №2). Проблема в том, что при любом из предложенных вариантов ничего по сути не изменится, если не изменить самое главное: политическое бесправие русского большинства. Можно любой регион объявить хоть «трижды русской республикой», но без реальных партий, представляющих русских, и без реальных выборов, этим регионом будет править кто угодно и в интересах кого угодно, только не русских.

Поймите, друзья мои, что «русский вопрос» не решается на уровне административной реформы и переписывания Конституции. Настоящее решение русского вопроса это: Медведева – в отставку, «Единую Россию» - на Колыму, олигархов – в гости к Ходорковскому, русские партии – разрешить, реальные выборы - возобновить, итоги приватизации – пересмотреть, преемственность с террористами 1917 года – разорвать, виновников геноцида русских на Кавказе – судить, и т.д. и т.п. Вот это – настоящее и единственно возможное «решение русского вопроса». Если выбрать главное, то «русский вопрос» – это вопрос о политической самоорганизации русских в целях передела крупной собственности (в целях ее возвращения русским). Все остальное – мелочи жизни. А «федеральное переформатирование» в списке русских проблем стоит на пятнадцатом месте. И боюсь что те, кто сегодня ставят этот вопрос во главу угла, как «важнейший» и «эпохальный», просто пытаются запудрить нам мозги.
Tags: политика, регионализм, русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 73 comments