?

Log in

No account? Create an account

культурогония и культургия

Previous Entry Share Next Entry
«Династия Цинь», или чему китайцы учат свою молодежь
гоню телегу
kornev
Поразительно, насколько китайский кинематограф «для своих» отличается от той «рукомахательной» продукции, которую они гонят на внешний рынок. Посмотрев исторический сериал «Династия Цинь» (точнее, его усеченную до 5 серий переводную версию), понимаешь, что китайцы держат нас всех, все остальное человечество, за стадо обезьян. По замыслу это что-то вроде нашего фильма «Россия молодая», только умнее примерно в 10 раз. Местный «Петр I» проводит реформы и создает то государство, которое впоследствии станет объединителем Китая. В ходе этих реформ закладывается тот самый «дух китайской государственности», ценность которого нынешние руководители страны, по-видимому, хотели бы донести до китайской молодежи и особенно - до подрастающей китайской элиты.

Центральным для этого фильма является образ китайского интеллектуала Шан Яна (в фильме – Вэй Ян), который основал доктрину «легизма» (концепция «правового государства» на китайский манер). Вот этот образ больше всего и поражает стороннего зрителя, привыкшего к совсем иному типу «китайского мудреца». Ведь чем они кормят нас в «рукомахательной» продукции? Типовой «китайский мудрец на экспорт» - это постаревший и впавший в маразм Расул Мирзаев, у которого под началом - целая школа Расулов Мирзаевых помоложе. Вот он сидит и изрекает «восточные истины» в духе дзен-буддизма или даосизма. А вот вскакивает, ловко машет руками и ногами, бьет учеников по балде бамбуковым посохом и т.п. «Так вот она какая, мудрость китайская!», - думает коварно обманутый россиянин. – «Надо записать сыночка в школу китайских единоборств».

А оказывается, что «для своих» образ идеального китайца – это кабинетный интеллектуал в белых одеждах. «Шахматист». В фильме занудно и настойчиво доводится эта мысль: китайскую государственность создавали не «бойцы», не «восточные мудрецы», не «спортивные чекисты», а цвет рационально мыслящей и нравственно безупречной китайской интеллигенции, в пару с правителями, достаточно мудрыми, чтобы поставить свою волю на службу превосходящей силе интеллекта.

Еще раз повторяю: за все пять серий фильма Вэй Ян ни разу никого не ударил и ни разу не опустился до высказывания какой-нибудь «восточной мудрости». Хотя самих по себе боевых эпизодов в фильме предостаточно. Вся первая серия посвящена безуспешной попытке китайских «Чапаевых» шашкой «прорубить окно в Европу». Пока, наконец, до них не доходит, что действовать нужно умом, а не силой, и что своего ума у них на это не хватит – надо привлечь интеллигенцию со всего Китая. Князь рассылает по всем углам Поднебесной своих чекистов, дабы те нашли и пригласили в княжество Дмитрия Евгеньевича Галковского самого умного китайца, способного «превратить бедную голодную страну в цивилизованное государство». Его и находят – в компьютерном шахматном клубе, где он обыграл в Galaxy+ Го какого-то гроссмейстера и объясняет публике стратегию игры. Любопытно, что по складу ума и повадкам, кинематографический Вэй Ян - это не «гуманитарий», и не «технарь», а скорее - эксперт в компьютерных стратегических игрушках.

В течение фильма китайский интеллектуал занимается в основном четырьмя вещами:

1) Мыслит. Причем исключительно рационально, «по-американски», без всякой «китайщины» и «пелевинщины», без буддизма и даосизма, и даже без привычной для россиян сиропистой "интеллигентщины". Возникает впечатление, что всевозможную «китайщину» китайцы специально отправляют нам на экспорт, дабы прикинуться перед остальным миром «неопасными восточными дурачками». А истина в том, что они крайне умны, крайне рациональны и поэтому - крайне опасны.

2) Излагает правителю и ближайшим сотрудникам тонкости своей доктрины. Значительная часть его реформ была направлена на то, чтобы сломать хребет местной военно-феодальной верхушке, приучить ее к верховенству закона и превратить во что-то приличное.

3) Тыкает пальчиком и приказывает «сделать то, сделать это». А приказы у него – крутенькие. Например, такие:

- Придется, Ваше Величество, отрезать нос Вашему брату. Дабы народ увидел, что правосудие у нас одинаково для всех.
- А без этого никак нельзя?
- К сожалению, никак.

И князь, проливая слезы, соглашается отрезать нос собственному горячо любимому старшему брату, который по сюжету – человек весьма достойный и порядочный, но во гневе случайно нарушил закон.

4) Всемерно блюдет «достоинство интеллектуала». Мы в России привыкли к сервильной роли интеллекта. У нас культивируется «модель Левши», когда человек должен сам прорываться к начальству с полезными идеями, а оно – нос воротит. Люди отправляют послания Медведеву, чтобы «открыть ему глаза на Правду», и т.п. Напротив, китайский интеллектуал четко понимает, что метать бисер перед свиньями – это бессмысленное и вредное занятие. Так и себя унизишь, и поможешь свиньям сохранить свою власть, если они все же частично прислушаются к твоим советам. Пусть лучше начальственные свиньи сдохнут под грузом своих ошибок, а на их место придет кто-то поумнее, подостойнее. Правитель сам сначала должен проявить должный уровень интеллекта и понимания проблем, чтобы интеллектуал соизволил снизойти до него и поделиться своими соображениями.

Иллюстрации этого правила посвящена чуть ли не целая серия (из пяти). Будучи представлен князю, Вэй Ян сначала тестирует его интеллект и пытается грузить популярными в те времена, но непригодными для Цинь доктринами: либерализмом в духе «Правого дела», конфуцианством, даосизмом, почвенничеством-толстовством и т.п. И только при третьей встрече, когда правитель прошел все «тесты», он, наконец, начинает говорить ему дело. Точнее, начинает с того, дает резкую выволочку глупым предкам князя, не сумевшим использовать в полной мере богатые ресурсы своей страны и достоинства ее замечательного народа.

Еще одна удивительная для россиянина (и российского начальника) вещь в этом фильме – то, как Вэй Ян приступает к своим реформам. В качестве необходимого условия реформ, он заставляет правительство фактически заключить с народом «общественный договор». Главный пункт договора формулируется примерно так: «Вэй Ян гарантирует, что отныне и навсегда правительство будет держать данные обещания, без всяких оговорок и исключений». И первые его действия призваны на деле доказать народу, что правительство больше не будет обманывать свой народ, что ему можно доверять, что оно сдержит свои обещания любой ценой. В таком духе он и правил страной до самого конца.

Я практически не знаком с современной китайской культурой, не могу сказать, является этот сериал редким исключением, или типичным образчиком новейшего китайского агитпропа. Но если судить по этому фильму, то послание китайской элиты своему народу и своему подрастающего поколению примерно таково:

1) Культ интеллектуализма. Интеллект - превыше всего. Интеллектуальные достоинства человека – самые ценные. Страной должны править умнейшие, а не «примативы».

2) Истинный интеллект неотделим от щепетильной нравственности и самоотверженности. «Интеллектуал-бессеребренник» - это самое ценное достояние нации, таких людей нужно возвышать, в их руки нужно отдавать власть и деньги.

3) Условие выживания страны – доверие между элитой и народом. Элита раз и навсегда должна отказаться от желания обманывать свой народ и нарушать свои обещания.

4) Основа процветания государства – жесткое соблюдение принципов меритократии. Неприемлема ситуация, когда в стране хозяйничает корпоративно-клановая система и все бонусы достаются верхушке, без каких-либо заслуг с ее стороны, а простолюдины не получают достойного вознаграждения и продвижения в награду за свой труд и заслуги перед страной.

5) В деле управления страной и народом, «волюнтаризм» - это ничто, а все - это продуманные «правила игры», обязательные для всех.

Если российская элита, имея такого соседа, по прежнему будет тупить и делать народ все тупее, то граница Китая лет через 50 будет проходить по Днепру.

(Собственно сериал можно найти на торрентах)

P.S. Для особо настырных буквоедов поясняю, что данный текст - не об исторической доктрине легизма, а о том образе, который доносит до зрителей китайский сериал.


  • 1
1. А к чему ваши тезисы? о кино?
2. Какой смысл восторгаться лживой агиткой?

агитки всегда лживы, на то они и агитки. Вопрос в том, за что они агитируют.

  • 1