Вопиющее отсутствие полноценного русского СМИ связано не только с проблемой финансирования, но и с тем, что не сформулирована сама концепция «русского» СМИ, способная вызвать у целевой аудитории достаточный интерес. Впрочем, кое-что весьма дельное на этот счет сказано в блоге _devol_. Ниже я попробую несколько развернуть и систематизировать эти идеи.
Ядро ЦА для русского СМИ – это «продвинутый» молодой горожанин от 21 до 45 лет, русский житель города-миллионника или областного центра. Как вариант – человек, работающий в городе (или сетевой фрилансер), но живущий в пригороде.
«Продвинутость» означает следующие черты:
1. Ориентация на жизненные ценности и политические устремления европейского среднего класса. (Примерно так. «Цель нормального человека – стать специалистом в каком-либо деле, полезном для общества, а общественные порядки должны быть достаточно справедливы, чтобы трудолюбивый профессионал чувствовал себя в безопасности и имел приличный уровень жизни. Назначение государства – обеспечить правила игры, максимально выгодные для таких людей, и максимально стеснительные для тех, кто мешает этим людям жить. Политики и чиновники – это персонал, нанятый гражданами для выполнения этой задачи») В плане достатка это в основном не «средний класс», а существенно ниже, поскольку в России большинство классических ниш среднего класса, занятых русскими, «социально опущены» (врачи, преподаватели, ИТР, военные и т.д.).
2. Скепсис (не обязательно до степени протеста) в отношении власти, элиты и порядков в современной России, серьезные сомнения в ее будущем при сохранении нынешних тенденций.
3. Недоверие и презрение к той культурно-информационной среде, которую формируют нынешние российские СМИ.
4. Прагматично-рациональное отношение к политике, отсутствие идеологических патологий («убежденный ленинец», «фанат Гитлера», «пациент Новодворской» и т.д.).
Этой ЦА было бы интересно СМИ, которое характеризуется следующими качествами:
1) Взгляд на мир через призму русских этнических и национальных интересов, актуальных и потенциальных. Эти интересы трактуются в рациональном и цивилизованном ключе.
2) Приоритет в подаче тем и материалов соответствует тому, что действительно интересно продвинутому русскому горожанину. Другими словами, нюансы армяно-византийского взгляда на мир будут подаваться мелким шрифтом в рубрике «этнические курьезы», а не в разделе «Главное». Важно, чтобы «русский взгляд на мир» не сводился к зацикленности на «русском вопросе». Диапазон рубрик издания должен включать новости науки, техники, культуры, компьютерные игры и любые другие темы, к которым проявляет интерес продвинутый русский горожанин.
3) Принципиальное отсутствие явного или подспудного «русоедства», то есть идеи неполноценности русского народа, его «бесперспективности». Неприятие попыток навязать русским коллективную вину. Неприятие идеологии «жертвенности» со стороны русских.
4) Формат и стиль подачи материала – просто, по делу, с юморком. Без всякой депрессивной нудятины в духе «что делать», «кто виноват», «мы несчастные русские» и т.д. Не «Плач Ярославны» и не «Боевой листок ПогромЪ». Весело и доступно писать про необходимость соблюдения прав человека, демократии, федеративности, прекращения колониального ограбления страны и так далее.
5) Рационализм и компетентность в подаче материалов. Уважение к разуму своих читателей. Отказ от желания навязывать публике спорные, неочевидные или странные идеи в качестве «обязательных для всех русских» (под соусом, что «мы должны добровольно оглупиться и закрыть глаза на абсурд ради каких-то высших целей»).
6) «Игра на повышение» с читателями, отсутствие «даунгрейд-пропаганды», принятой в российских СМИ. Материалы русского СМИ должны ненавязчиво делать читателя умнее, прививать ему уважение к интеллекту, возбуждать интерес к анализу, к повышению своего культурного и образовательного уровня.
7) Непартийность и внеидеологичность издания. Русское СМИ не является органом какой-то конкретной организации, не пытается из публикации в публикацию вдалбливать своим читателям какую-то определенную идеологическую концепцию. Любая из таких организаций и идеологий может стать объектом как рекламы, так и критики (и насмешки) со стороны русского СМИ.
8) Раскрытие темы «русских интересов» не только на уровне целей, но и на уровне технологий. Анализ практики отстаивания своих интересов, проявления солидарной гражданской активности, - как это делается в цивилизованных странах, что возможно в российской ситуации.
9) Работа на связность русского общества, на знакомство русской публики с выдающимися ныне живущими русскими деятелями науки и культуры, с цивилизованными русскими предпринимателями, с интересными гражданскими активистами и волонтерами. Не только живущими в России, но и работающими за рубежом. Русские должны знать своих лучших людей.
10) Крайняя щепетильность в выборе финансовых партнеров. Русское СМИ принципиально не будет размещать у себя рекламу БАДов и всяких «целебных пирамидок», рекламу туроператора, отказавшегося защищать за рубежом интересы своих клиентов, рекламу компании, рейдерски отобранной у русского собственника, рекламу вуза, который раздает липовые дипломы «гениям» из горных аулов, и т.д. и т.п.
В настоящий момент большинство информационных площадок, позиционирующих себя как «русские», явно не удовлетворяют критериям 4, 5, 7. А кроме того, среди них нет профессиональных СМИ. Большинство профессиональных российских СМИ вопиюще нарушают правила 1, 2, 3.
Надеюсь, кто-нибудь подхватит эстафету и продолжит эту тему.