Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Слово Божие в Америке

Очень рекомендую недавно изданную книгу – Генри Кеймен. Испания - дорога к Империи. М. АСТ: 2007. 764 с. (толстая! без картинок!). Тираж – всего 4000. Книга интересна даже для тех, кто систематически читает все издаваемое по истории 15-17 вв. Там очень много новых ракурсов и тем для обсуждения, на которых я думаю остановиться в дальнейшем. Для затравки начну с самой «попсовой» темы – крестоностный аспект испанского завоевания Америки.

Любопытно, что проповедь христианства индейцам ни в коем случае не была сугубо административным мероприятием. Напротив, независимо действующие монашеские ордена здесь проявляли инициативу и даже вступали в конфликт со светской администрацией. В Америке открылось настоящее «Эльдорадо для миссионеров»: миллионы наивных и беззащитных людей, которых можно было обращать в свое удовольствие, используя не только пряник, но и кнут. В начале XVI веке, задолго до протестантов, туда во множестве хлынули алчущие духовных подвигов «католические ваххабиты», одни из которых мечтали возродить в Новом Свете раннеапостольскую церковь, другие - построить образцово-показательную теократию, «Царство Божие» на земле. Среди католического духовенства было множество экзальтированных натур, которые думали, что обращение индейцев – последнее препятствие на пути к долгожданному Второму Пришествию. Для историков вырисовывается интересная задача – изучить это движение не только в контексте «диалога культур», а как независимый феномен европейской культуры.

Кстати, «диалог культур» в книге описан очень ярко, особенно - первая «презентация» Евангелия инкам.

Атауальпа прибыл на площадь Кахамарки в своем паланкине, который несли восемьдесят человек из числа знати. Его также сопровождали несколько тысяч подданных. Величественно восседая в центре огромной площади, он наблюдал за небольшой кучкой людей, которым удалось проникнуть в его владения. ... монах Вальверде подошел к Инке и протянул ему католический требник, объяснив через переводчика, что в нем «Слово Божие». Гауман Пома так описывает эту сцену:

«Дайте эту книгу мне, - сказал Атауальпа, - пусть она говорит со мной». Он взял книгу в руки и стал переворачивать страницы. «Почему она со мной не говорит? Книга не говорит со мной!» И сидя на своем троне Атауальпа величественно отбросил от себя требник.


По-видимому, индейцы в своей эзотерической практике привыкли к более действенной магии, чем католики, и ожидали реальных чудес. Их ожидания оправдались – буквально через минуту крестоносные «рыцари» показали им настоящее «чудо», правда, не в стиле Евангелия, а в стиле Ветхого Завета.

Вальверде вне себя от гнева отступил назад, где Писарро «поднял кусок ткани, что являлось сигналом к нападению на индейцев». Единственная пушка, предварительно скрытая от глаз, теперь показалась и выстрелила по толпе индейцев, приведя их в неописуемый ужас. Пехота и всадники, спрятанные до сей поры в домах по сторонам площади, ворвались на площадь с криками «Святой Иаков!» и наставили свои аркебузы на смешавшиеся ряды людей, твердо намереваясь убить их как можно больше. В это время Писарро и его помощники набросились на Инку и захватили его в плен. Охваченные паникой, совершенно беззащитные люди затаптывали друг друга насмерть. Под напором их тел, когда толпа пыталась вырваться с площади, рухнула стена. «Они громко вопили от ужаса, не отдавая себе отчета в том, правда это или страшный сон; возможно, более двух тысяч из них погибло». ...Опустилась ночь, и люди, панически бежавшие из города, еще долго наводили страх на жителей Анд. Вся долина Кахамарка, сколько мог видеть глаз в меркнущем свете, была заполнена бегущими индейцами.

Ассоциация, которая приходит в голову – «контакт» людей и марсиан в известном романе Уэллса. Не исключено, что марсиане вначале пытались предложить туземцам какое-нибудь «святое послание», закодированное в лазерном луче, и только когда не встретили должного почтения, переключили лучеметы в боевой режим.

Впрочем, среди миссионеров были как «добрые», так и «злые следователи». Одни пытались изучать местную культуру, чтобы тем эффективнее действовать на аборигенов путем убеждения. Другие крестили огнем и мечом. Вот, например, что рассказывают о выдающемся «ваххабите» Диего де Ланда.

За время его пребывания на Юкатане более четырех тысяч майя были подвергнуты пыткам и около двухсот убиты по религиозным мотивам. ...Во время своих репрессий Ланда не щадил книг, которые ему попадались. «Эти люди, - говорил он, - пользуются значками или буквами, при помощи которых пишут книги о своих древних обычаях и науках. Мы нашли довольно много таких книг и все сожгли».

Многие колонисты и священнослужители возражали против насильственных методов обращения. И следствием таких возражений явилось то, что власть была отобрана у нищенствующих орденов и передана администрации. Среди монахов первоначальный оптимизм сменился пессимизмом. Мендьета с сожалением вспоминал эпоху, которая теперь казалась ему «золотым веком». Саагун к 1550-м годам начинал понимать, что духовное завоевание Америки не удалось. Он теперь смотрел дальше, за пределы Нового Света, и видел новые горизонты империи Христа – тихоокеанские народы.


«Остров доктора Моро» замыслили задолго до Уэллса.
Tags: 16 век, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments