Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Category:

Могут ли русские авторы полагаться на русских читателей?

В плане взаимоотношений автор-читатель наша эпоха демонстрирует вполне марксистскую дилемму «конфликт производительных сил и производственных отношений». За всеми спорами о пиратстве и копирайте на самом деле стоит эта дилемма. Технологии коммуникации сегодня позволяют автору связаться с читателями мгновенно и напрямую, скопировать авторский продукт бесконечное число раз. Но вот оплата авторского труда до сих завязана на архаичных посредников, типа издательств. Среднему автору, чтобы жить на доходы от творчества, приходится связывать себя кабальными отношениями с «оптовыми» посредниками. Жалкая альтернатива - зарабатывать на рекламных баннерах, является еще более извращенной. Такому автору по сути приходится конвертировать интерес читателя к своему творчеству в интерес к сортам пива или туалетной бумаги. Сам по себе интерес читателей к творчеству в нынешней ситуации оказывается чем-то беззубым и импотентным. Хотя казалось бы, чего проще: без посредников стотысячная аудитория могла бы поддерживать жизнь и творчество любимого автора, скидываясь в месяц по 1-2 рубля, и люди бы этих расходов даже не заметили.

Однако попытки авторов собирать пожертвования в веб-кошельки, насколько мне известно, не вызывают массового энтузиазма даже в среде поклонников. Позитивная нравственная мотивация у людей слаба, особенно если ее необходимо конвертировать в какие-то действия, даже самые незначительные, или в трату денег. К тому же, обычный «пуп земли» считает, что ему все должны, что это он делает честь автору, даже если сам автор на свободное копирование согласия не давал.

Если же речь идет не творце-развлекателе, а о политическом публицисте, то многие встают еще и в моральную позу, осыпают насмешками: «Вот он, профессиональный русский, пытается выпрашивать деньги за свои статьи о спасении России». И те же люди каждого норовят обвинить в работе за «мелкий прайс» на Белковского и т.п. А между тем, 120 миллионов русских, скинувшись хотя бы по рублю, могли бы перебить любой сторонний «мелкий прайс» и дать возможность русским публицистам прямо и непосредственно работать на русских. Что, «это не правильно», «они должны работать за идею»? А вот Минин был другого мнения, и призывал людей заложить все имущество и даже семьи, чтобы собрать достойную зарплату русским воинам, отправлявшимся на освобождение Москвы. Минин понимал, что эти воины и без того жертвуют слишком многим (жизнью, здоровьем), чтобы требовать от них пожертвовать еще и своими семьями, обрекая их на голод. А по нынешним временам русские публицисты (тот же nomina_obscura) все ходят под 282-й статьей, привлекают к себе нездоровое внимание спецслужб и этнических мафий. Это и без того достаточная жертва, чтобы заниматься этим еще и на пустой желудок, под морализаторство тупых хомячков.

Ну ладно, nomina еще молодой, у него пока не столько заслуги, сколько анонсы. Но ведь есть множество людей заслуженных перед русскими, русской культурой, русским самосознанием, которые ни малейшей поддержки от русских не получают. Вот писатель Онегов, к примеру, зарабатывает на жизнь сельским трудом. А из ныне живущих русских культурных и общественных деятелей, по сумме параметров, он входит как минимум в первую сотню. Ну ладно, он сам человек гордый и самодостаточный, побираться не будет. Но ведь это не его проблема, это наша проблема: он не может издаваться, не может заниматься воспитанием подрастающего русского поколения. Осмыслите еще раз эту ситуацию: в стране, где живет 120 миллионов русских, в том числе не бедных русских, русский писатель и общественный деятель из первой сотни (пусть даже из первой тысячи) вынужден зарабатывать на жизнь пчелами и картошкой. Вот она, реальная цена «солидарности». Если бы я был по рождению ЛКН и узнал о русских только один этот факт, я бы потом всю жизнь презирал русских и считал их кучкой жалких свиней.

Если уж мораль не работает, то возможно, выходом станет игра на слабостях человеческой природы, например, на нетерпеливости, на любопытстве, на тщеславии. Популярный автор с большим кругом поклонников может попытаться собирать деньги по предоплате. «Пока на этом счете для сбора пожертвований не появится 1000000 монет, новую книгу вы, жлобье, не получите. А когда появится, она станет доступна всем для свободного копирования». Этот способ уже был испробован некоторыми музыкальными коллективами, которые заставляли поклонников коллективно спонсировать выпуск очередного альбома. Он хорош тем, что снимает остроту проблемы «пиратства». В момент, когда творение попадает к первому читателю, зрителю или слушателю, автор хоть что-то уже получил.

Этот способ идеально подходит для авторов, творчество которых разбито на маленькие самодостаточные кусочки. Например, для автора ежедневного мини-комикса типа «Pearls Before Swine». При этом пороговая сумма может быть совсем небольшой, что резко повышает вероятность и уменьшает срок ее сбора. Допустим, аудитория поклонников автора составляет 100 тыс. человек. Из них хотя бы 10% - люди не жадные и не бедствующие, для которых 100 рублей раз в 100 дней - не сумма. Из последних хотя бы 10% - достаточно нетерпеливы, чтобы, при случае, воплотить эту возможность на практике, ради удовольствия поскорее увидеть следующую «серию». Из них 1% сделает это именно сегодня, а не «когда-нибудь потом». Итого, автор ежедневного комикса вполне может установить пороговую сумму для выхода следующей серии в 1000 рублей. А если добавить еще и мотивацию тщеславием, обнародовать ники людей, оплативших данную серию, то результат можно существенно увеличить. Такая же схема подходит для популярных блоггеров-эссеистов.

Кстати, по российскому налоговому законодательству, денежные подарки от физических лиц налогами не облагаются, хотя и должны быть продекларированы раз в году под угрозой штрафа в 1 тысячу рублей.
Tags: самоорганизация, хлеб насущный
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 49 comments