Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Category:

Торжествующая религия Севера, гл. 7-8

7. Основной вопрос теологии

Культ самореализации – это сугубо практическая религия, он не нуждается в метафизике. Но, привыкнув за тысячелетия к определенным декорациям, человеку трудно с этим смириться. Некоторые вещи в изучаемом культе будут яснее, если перейти на язык классической теологии. Как могла бы выглядеть «теология Полнобожия»?

Теолог этого культа прежде всего констатировал бы факт, что идея смысла жизни в традиционном монотеизме искусно обходится. Настоящая формулировка вопроса о смысле в рамках религии может быть только такой: «Что такое для Бога человек? Зачем Богу нужен человек?»

Если человек Богу сущностно не нужен, не необходим, то теряет смысл не только человеческое существование, но и сама вера в Бога. Быть хотя бы слугой Бога – это уже Смысл. Ибо слуга не требуется, если хозяин может без него обойтись. К сожалению, трактовка Бога в традиционном монотеизме исключает для человечества как целого даже статус слуги. Зачем нужен слуга всемогущему существу? Человек для такого Бога - что-то вроде хобби, забавы: рыбка в аквариуме.

Быть игрушкой для Бога – это тоже смысл, но сугубо «женский». Мужчина может быть слугой, даже рабом, но не может быть игрушкой Бога. Это противоречит полноценной мужской идентичности. Не случайно, что большинство православных в России – женщины, а мужчины часто стыдятся заводить разговор на религиозную тему, даже если у них нет атеистических предрассудков. В этом виновата непроясненность Основного Вопроса в популярном православии. Именно поэтому многими оно воспринимается как религия женская и старческая.

Осмысленность существования человечества предполагает, что Богу человек необходим для чего-то такого, чего он сам по себе, без человека, сделать не может. Это не означает отрицания божественного всемогущества. Но это предполагает, что человек является необходимым инструментом этого всемогущества - «микроскопом», «молотком», «отверткой» Бога. Последнего это нисколько не унижает, ведь человек – его собственное творение.

Это рассуждение позволяет нам гармонично дополнить культ самореализации полноценной онтологией. Допустим следующее. Бог, как бессмертное и сверхличное существо, непосредственно не имеет доступа к сугубо человеческим возможностям бытия. Он слишком велик, слишком быстр, слишком разумен, чтобы разглядеть эти возможности. Чтобы получить доступ к этим возможностям бытия, Богу приходится сделать специальный орган восприятия, вырастить специальную «руку». Человек и является таким органом восприятия специфических человеческих возможностей бытия. Посредством человека Бог расширяет свой бытийный горизонт. Другими словами, посредством человека Бог только и может по-настоящему сотворить человеческий мир, человеческую вселенную.

Особенность человеческой сферы Космоса в том, что она принципиально временна и недостроена, находится в непрерывном становлении. Поле возможностей человечества никогда не равно самому себе, оно «дышит», постоянно изменяется. Оно прирастает благодаря усилиям самого человека, направляемого Богом. Посредством человека Бог открывает для себя поле бесконечного творчества, новый мир, где не властен детерминизм, где бесконечно меняется и прирастает само пространство возможного. Вечный творец желает бесконечно творить – для этого и понадобился особый «необработанный» мир, выпадающий из вечности и предопределенности. Бог, замкнутый в клетке собственного всемогущества и всезнания, освобождает себя посредством человека. Он прибавляет к своему всемогуществу еще и вечную свободу. Человек – это «орган свободы» Бога. Человек (каждый человек) – это наместник Бога в человеческом космосе, в том особом раю, который он, по соизволению Бога, создает для божественной творческой воли. Другими словами, человек держит в своих руках ключи от рая, который Бог его руками приуготовил для себя самого. И в нашей воле – пустить или не пустить Бога в этой рай.

То же самое можно выразить более строго. Для последовательного монотеиста любой смысл является смыслом, лишь поскольку он является смыслом для Бога. То, что не есть смысл с точки зрения Бога, не является смыслом вообще. Но смысл предполагает некую необходимость: осмысленное – то, что существует по необходимости, как гармоничная часть целого. Если существование человека не имеет смысла для Бога, то есть в нем для Бога нет ничего необходимого, то значит, оно вообще не имеет никакого смысла, в том числе для самого человека. А если нет смысла в существовании человека, то нет смысла и в человеческой вере в Бога. Таким образом, осмысленность веры в Бога неразрывно связана с тем, что существование человека необходимо для Бога. Бог отчаянно нуждается в человеке, и именно поэтому создал его.

8. Принцип Открытия

Смысл человеческого существования в Полнобожии – это служение Богу через расширение пространства человеческих возможностей, через освоение новых пространств человеческого космоса. Так мы опять приходим к самореализации, но уже на другом уровне. Это уже нечто иное: Северный Культ Открытия новых земель, культ первопроходца, нижней ступенью которой является западный культ самореализации. Проблемы, которыми полон этот культ, разрешаются, если понять, что это всего лишь профанная часть более мощной и сложной веры.

Ограниченность обнаруживает сам термин. Словечко «само-» отдает решение на откуп нашему пониманию: что есть «Сам»? что есть «Я»? И если «Я» - всего лишь искусственно урезанная личность, сведенная к биологическому телу, или к «гражданской личности», - результат будет убогим. Все ограничится выражением мелких личных хотений. Ничего кроме социального успеха и культа потребления из такой самореализации не получится. И что характерно, собственно «Я» из этого процесса уходит.

Если самореализация – это «переливание» внутреннего потенциала «наружу», превращение некоего «божественного кредита» в «наличность», в «ощутимый факт», то где же собственно «Я»? Вещи перегружаются из черного ящика в прозрачный аквариум. Так может быть, их там и оставить, в черном ящике, - «целее будет»? Какое мне дело до этой системы «сообщающихся сосудов»? Почему я должен посвятить этим «ящикам» всю свою жизнь?

С точки зрения Полнобожия, истинное «Я» человека заключает в себе весь мир. Думая о далеких галактиках, я приобщаю их к своей личности. И что мне запрещает раскинуть ее границы на весь универсум и заботиться в ходе «самореализации» в том числе и о далеких галактиках?

Самореализация становится по-настоящему осмысленной, если ею движет «Принцип Открытия» (см. В. Штепа: «ИNВЕРСИЯ», «RUТОПИЯ»). Принцип Открытия делает человека первопроходцем, всегда открывающим новые возможности не только для себя, но и для других. Личность «реализуется» в тех возможностях, которые открываются ею для других личностей. Успехи других составляют часть ее собственного успеха. Так нужно понимать христианский завет «любви к Ближнему». Ближний – это не противоположность «дальнему», это тот, кого ты сам делаешь близким, прибавляя к его жизни новое пространство возможностей. Ближний – это тот, кто идет вместе с тобой в открываемые вами вместе Новые Земли, тем самым делая осмысленным и твое Открытие, и твою жизнь. И один из этих Ближних – сам Бог.

В такой расширенной формулировке уже не верно, что «культ самореализации противоречит человеческому братству» (как считает глава РПЦ), - напротив, он является его наиболее естественным основанием. Итак, для Принципа Открытия не имеют никакого значения «черный ящик способностей», служение «идолу в себе», конструирование себя как «произведения искусства», культивирование собственной идентичности и другие привычные особенности западного культа самореализации. Принцип Открытия обеспечивает более мощное и непредсказуемое развитие творческого потенциала. Он порождает (и предполагает) более полноценную связь между людьми.

Именно на этом уровне появляется этика. Сама по себе «самореализация» – по ту сторону добра и зла (см. гл. 2). Но Принцип Открытия уже позволяет определить и добро, и зло, заставляя пресекать деструктивные виды самореализации, которые подрывают и разрушают само пространство возможностей. Это одна из миссий Северного воина (подробнее о нем - в гл. 9).

Помимо этики, рождается и «политика»: Принцип Открытия дает цель, которая способна объединить не только маленькую «креативную команду», но и все целиком северное общество, состоящее из миллионов таких команд и творческих индивидов. Принцип открытия задает цель, направление совершенствования и общества в целом, и отдельного индивида. Точнее, эта цель и есть «Совершенствование Человека» - как открытость все большему качеству и количеству возможностей самоактуализации. И в то же время - преодоление всего недочеловеческого в каждом из нас, всего ядовито-ущербного, бесплодного, паразитирующего на здоровье других. Расширенная миссия Северного Воина – стоять в авангарде этого движения и устранять препятствия у него на пути.

Такова религия Севера, «Северославие», приземленной версией которой является западный культ самореализации. Примечательно, что это единственная религия, которая в общественно-политической сфере не влечет за собой затхлую «идеократию», «теократию», - власть доктринальных бюрократов, зацикленных на одной идее, одной доктрине. Напротив, ей соответствует Креатократия, господство творцов и первооткрывателей.

Креатократия есть форма власти, легитимность которой опирается на способность создавать новые пространства для самореализации и развития, открывать «новые земли» для себя и других.

Креатократия – от Бога, ибо Верховным Креатократором является сам Бог. Любая другая власть - не от Бога. В предстоящем столкновении цивилизаций Северной Креатократии одинаково враждебны и западная «технократия», и восточная «идеократия», и южная «теократия». Само существование Креатократии – это приговор для обществ, которые основаны на других принципах. Север неизбежно соберет вокруг себя самых лучших и творческих людей, открывая перед ними бесконечность свободных миров.

*****

Навигация по тексту:
Главы 1-3 - Главы 4-6 - Главы 7-8 - Глава 9

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments