Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Сорок семь новгородских ронинов

«На полтора года заговорщики превратились в заурядных ронинов, лишившихся господина. Они усердно изображали моральное разложение: пили, попрошайничали, хулиганили и даже - о, позор для самурайской чести! - посещали бордели. Один самурай из Сацумы наткнулся как-то на Оиси, валявшегося пьяным посреди улицы, и в отвращении плюнул на него. За всем этим внимательно следили шпионы Кира, которые в конце концов доложили господину, что опасаться мести нет оснований. Церемониймейстер зажил обычной жизнью. Тут-то все и случилось. 15 декабря 1702 года, 47 ронинов достали из тайника свое вооружение, разделились на два отряда и пошли на штурм резиденции Кира со стороны главных и задних ворот».

Последнее время среди национально-демократической общественности приходится наблюдать странный синдром «доноса-саморазоблачения». Человек встает и говорит: «Какие же мы все, по сути, гавно. Нам бы не к власти стремиться, а к психиатру». И с подробностями, с фотографиями. Последний раз такое встречалось в 1937 году. И людей можно понять: у них дети, семьи. А тут - выборы на носу, всех прессуют. Вот и хочется человеку «прижукнуться»: «Я больше не дружу с этими плохими парнями! Они – бяки, а я – пушистый! Не бейте меня! Чемодан компромата изволите? А хотите, я хрюкну?»

Такой казус произошел и с некоторыми участниками легендарного «Новгородского Веча». Что характерно, противник не стал разбирать – кто прав, кто виноват, - а сразу использовал эти «откровения» как оружие против «Новгородского дискурса» как такового – мгновенно поместил ссылочку на ресурсе Единой России. Или вот характерный взгляд со стороны: «Кого в будущем из творцов смыслов вдохновит образ Новгородского вече - если уже сейчас оно ассоциируется с группой бухариков, радостно снимающих на пленку свои непотребства и демонстрирующих их urbi et orbi?» И действительно, кто еще захочет стать гетеросексуалистом, зная наверняка, что Отелло задушил Дездемону?

Не успел поучаствовать в этом историческом мероприятии, поэтому не могу судить наверняка, где в откровениях «самурая из Сацумы» – чистая фантазия, а где – карикатура на реальные факты. Но на этапе подготовки я общался с организаторами, и знаю, что оно изначально планировалось не как офисная презентация, а как событие «на грани игры и реальности», в соответствии с идеями, которые были сформулированы уже давно. Действуя по-старинке, не пробить информационную блокаду. Сами подумайте, разве такое возможно: собирается кучка интеллигентов в отдаленном от столиц провинцильном городке; тусуются, болтают о чем-то; у них – ни денег, ни медиаресурсов, - и вдруг это «событие» (через посредство Крокодила) выходит в «большое пространство», замечается политическими монстрами, у которых – миллиарды, газеты, заводы, пароходы. И монстры считают важным нанять целую свору продажных псов, чтобы те на все лады клеймили и разоблачали «ужасных вечевиков-крокодилистов».

Лично мне все равно, каким таким эзотерическим макаром новгородские ронины до этого дошли. Медитировали, распевали псалмы, пили в темную, танцевали голыми на столе, как древнеримские патриции: главное – результат. Значит, можно! Можно проходить сквозь стены – только немного напрячь мозги. Впрочем, черт с ним, с крокодилом, – это всего лишь предварительный эксперимент. Что же касается самурая из Сацумы с его «сенсационными разоблачениями», то он, как мне показалось, и приглашался именно для этой цели, как заведомо «слабое звено»: «наблюдатель ОБСЕ в кругу языческих магов». И если Кроко – пример «позитивного трансгрессора», то «Разоблаченное Вече» - типичный пример «негативного трансгрессора», заранее спланированного и запущенного, цель которого – «придушить» тупиковый конкурирующий дискурс. Эксперты трансгрессии показали нам великолепный, смачный шарж на «радикальное сборище», на пустышечную «революционную организацию» - и очень вовремя!

Надо понять, что у Вече (и у его продолжения – посольства к профессору Хомякову) была задача не только продвигать «Новгород» как идею, но и вбить последний гвоздь в «партстроительный синдром», в упования на «кучку пламенных революционеров», которые «всех спасут». В силу исторических особенностей, штамп «радикальной организации» настолько силен, что он скушал бы и Новгородский дискурс. Поэтому было необходимо радикально преодолеть это - в пародийно-карнавалистском ключе. Люди настолько привыкли «маршировать в колонне», «искать надежу-фюрера», что освобождающая суть Новгородского дискурса - САМОуправление - неминуемо была бы потеряна. Ведь этим синдромом были заражены и некоторые участники события, одержимые идеей «организации». Поэтому было важно зафиксировать это прямым текстом: «Ребята, мы не вожди, не фюреры, не генсеки. Никакой гапоновщины. Никто не придет и не решит ваши проблемы, никто не собирается вас «строить в колоны». Не надейтесь на супергероев. Новгород - ориентир для вашей собственной работы, а не готовый подарок».

Грушевский, Яроврат, Хомяков, - все они, как известно, больны «организационным синдромом». Между тем, в нынешней ситуации это абсурд. Нормальная политика запрещена: легальным партиям на выборах нельзя даже всерьез критиковать оппонентов - какая уж тут «политика». А неумелые и слабо законспирированные «радикальные организации» могут быть полезны только компетентным органам - с целью выявления, контроля и провокации. Самое главное, что у подобных «партий» нет подпитывающей основы - в виде нормально функционирующего гражданского общества, поэтому интересы этого общества они выражать и защищать не способны. Они неминуемо вырождаются в кучку верхушечных манипуляторов, которые по сути ничем не отличаются от нынешних «народных представителей», для которых за пределами МКАД реальность кончается. Собственно, посылавшие своих провокаторов люди в погонах примерно на то и надеялись, что «Вече» выльется в попытку создания очередной нелепой и никчемной «организации», куда впоследствии можно будет вовлечь наивных подростков и заработать пару звездочек на погоны, «разоблачив» «радикальное подполье». Но новгородские ронины их переиграли.

Сегодня единственная настоящая задача - ускорять национально-объединительные процессы на низовом, «тектоническом» уровне. Самое перспективное направление – локальные объединения граждан вокруг актуальных тем города и региона. Это наиболее органичная в наших условиях точка роста гражданского общества. Никакое реальное (не симулятивное) «самоуправление русских как целого» невозможно, пока у людей нет воли к самоуправлению хотя бы на уровне города. Отсюда - регионализм, отсюда - Новгород. (См. http://community.livejournal.com/ru_nazdem/46207.html ) Развитие локального и регионального самоуправления в условиях этнически однородной среды – это не путь к расколу, а нормальный этап построения настоящей национальной демократии. Ибо наш сегодняшний уровень – не «держава», а растерянные одиночки. Из песка сначала нужно сделать кирпичики, а потом уже – строить здание. И в того, кто скажет, что изготовитель кирпичей «разрушает целостность песочной кучи», я первый брошу камень.

Пустышечные и симулятивные «радикальные» организации, которые пытаются строить здание прямо из песка, плохи не только «фальстартом», но и тем, что в своем чисто словесном «противостоянии» с властью маркируют Новгородский дискурс как «опальный», «преследуемый», «то, за что могут наказать». А это отпугивает маленького человека в регионе и препятствует развитию гражданской активности на низовом уровне. Отпугивает даже от совершенно безобидных проектов. В регионах оппозицию прессингуют подчас сильнее, чем на федеральном уровне, поэтому крайне важно вывести общественную самоорганизацию из контекста лобового столкновения с властью, вообще из контекста «большой политики». Контекст «хобби» или «тусовки» - предпочтительнее. С подачи наивного Грушевского, который крокодилов с неба не хватает, официозный дискурс теперь будет делать за нас нашу работу. Нам сегодня нужен смешной Новгород, веселый, безопасный, беспечный, «свойский» (и даже немного «блядский»), расширяющий свое влияние незаметно от охранителей. «Новгород-икона» сейчас не работает. Респектабельный имидж нужен только для выборов. А текущая задача – прорыв блокады и инициация локальных неполитических молодежных движений. Пускай думают, что «Новгород накрылся». Пускай смеются – лишь бы не боялись и не мешали. - «Сообразим Вече на троих!» «Найди свой Новгород под каждой пивной крышкой!» «А девч0нок на Вече сколько будет?» - Не нужно бояться смеха – это удел слабых. Великое начинается со смешного. Всякая трагедия начиналась как фарс. А вот излишний пафос в самом начале обычно заканчивался «пшиком».

«...Мы будем дико хохотать,
Мы будем крыльями махать,
И покорится вся земля,
Таким как ты,
Таким как я...»
Tags: Новгород, крокодил, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment