Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Просто о простом

Константин Крылов детально разбирает некий «каверзный тезис». Разбирает в правильном ключе. Но слишком сложно и эмоционально. Этническая принадлежность - вещь простая и базовая, тут никакие сложные ходы не требуются.

Мой мастер-класс:

Вопрос: «А что делать, если человек, например татарин, искренне считает себя русским? Кто он?»

Ответ: «Он - татарин, искренне считающий себя русским».

Собственно, «вопроса» как такового и нет, потому что задающий сам уже все объяснил. Он определил человека как «татарина». Он сделал это, очевидно, на основании происхождения. На этом фоне совершенно непонятны его сомнения о том, что термин «русский» принципиально того же порядка и также описывает происхождение человека. Наряду с популярной «бритвой Оккама», есть не менее полезный предмет ментального обихода - «ножницы Витгенштейна». Если и так все понятно, то зачем еще один слой ярлыков, определений и объяснений? Здесь не к месту не только любые усложнения, но и редукционизм, желание все «упростить» и подверстать под одну гребенку.

Более общий вопрос, включающий в себя предыдущий: «Загадка века: полурусский, кто он? Русский или нерусский?»

Ответ: «Он полурусский». (Или же «альтернативно русский», для пущей политкорректности. Подробнее - в тексте «О границах русского»).

Возвращаясь к Людвигу нашему Витгенштейну и его языковым играм, понимаем, что «русский» - это маркер, используемый в целом комплексе языковых игр, причем везде несколько по-разному. Задающие «каверзные вопросы» по сути предлагают заняться «контрабандой»: принудительно протащить формат употребления «русского» из одной языковой игры в другую, где правила чуть иные. В рамках той языковой игры, где фигурируют «русские», «татары», а также «татары, искренне считающие себя русскими», никаких дополнительных объяснений и ярлыков не требуется. Играющие прекрасно понимают, что есть набор ситуаций и событийных веток, где «татарин, искренне считающий себя русским» будет вести себя и восприниматься окружающими несколько иначе, чем «просто русский». Собственно, Крылов пишет о том же, только более художественно.

У недовольных этим объяснением, впрочем, имеется в запасе «убойный аргумент». По одной из версий, Витгенштейн был одноклассником Адольфа Гитлера. Наверное, они дружили и беседовали в том числе на национальные темы. А значит...

И вот еще что следует добавить. Подозреваю, что на основании сказанного выше найдется «добрый человек» и скажет: «Смотрите какие гады эти русские! Человек искренне считает себя русским, хорошо к ним относится, а ему это не идет в зачет. Значит, правильный татарин должен ненавидеть русских всеми фибрами своей татарской души!» - Снова вранье. В рамках упомянутой языковой игры, «татарин, искренне считающий себя русским», отличается как от «просто татарина», так и от «татарина, ненавидящего все русское». «Искреннее считание себя русским», несомненно, идет в зачет и добавляет человеку очков во взаимоотношениях с русскими. В том числе - увеличивает количество жизненных ситуаций, когда между ним и «просто русским» действительно не будут проводить никакой разницы.

Кстати, на мой взгляд, казанские и сибирские татары русским - вообще братский этнос, и для этого им не обязательно записываться в русские или менять веру. Мы вас, татар, вполне способны любить и в качестве татар. (То же относится к бурятам, эвенкам и т.д. и т.п.)
Tags: национализм, русские, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments