А внутри вот что: зал на 95 (!) мест, идеальный для камерной музыки в формате «ансамбль старинной музыки, исполняемой на аутентичных инструментах». Маленький партер (7 рядов), над ним балкон (2 ряда). Задние ряды поднимаются (на балконе - довольно круто), поэтому с любого места прекрасно видны все уголки сцены. Двухъярусность зала позволяет создать большой вертикальный объем непосредственно над исполнителями. Зал обшит деревом, акустика – отличная (по мнению приведенных экспертов). Все внутри выполнено в живых оранжево-красных тонах. Общая атмосфера достаточно комфортная, чтобы удовлетворить людей, избалованных прослушиванием музыки дома на диване. Пока об этом месте мало кто знает, поэтому билеты на лучшие места стоили всего 300 р., причем еще за три дня до события было распродано едва 10 билетов. Балкон так и остался пустой. Публика в основном – 40-летние и пожилые, однако же, процентов 10 составляли привлекательные девушки ок. 25 (правда, половину из них привел я). Публика порадовала тем, что вела себя прилично, не упорствовала, вызывая исполнителей «на бис» (что нередко встречается в московских залах).
Теперь собственно о концерте. Барочная флейта – Ольга Ивушейкова, клавесин – Федор Строганов, виолончель – Александр Гулин. Исполнители – одни из лучших в этом жанре, радовали не только слух, но и глаз своей адекватностью музыке: красивые молодые европейцы, ростом от 185, без лишнего веса, отлично смотрелись бы в любом салоне XVII-XVIII вв.
Программа состояла из двух частей (несколько отличается от того, что указано на сайте). Первая часть – XVII век. Вторая часть – XVIII век, порадовала тем, включала небольшое произведение Фридриха Великого (интересное, конечно, в основном с познавательно-исторической точки зрения, ибо этого автора исполняют не часто). Все целиком называлось «Музыка Королей». Произведения подобраны очень грамотно, в едином стиле, так что концерт произвел единое целостное впечатление. Словом, полная гармония. От избытка чувств приходилось то и дело смахивать платочком набежавшую слезу.
Обращаю внимание, что «классическая музыка вообще» - это одно, а «камерная музыка Барокко и Рококо, исполняемая правильно» - это нечто особенное даже на фоне «классики». «Карта эмоций», к которой обращается эта музыка, в более позднее время была загромождена мусором, и современным деградирующим человеком либо не воспринимается совсем, либо смешивается с «попсой», либо кажется чем-то слишком пресным и «умственным». А ведь это и есть – суть «Высокой Европы» на пике ее развития. Хотите культивировать в себе Европу – слушайте эту музыку и больше ничего. Любой шаг в сторону – и вы уже в Азии/Африке.
Моя личная классификация музыки выглядит примерно так:
Высокая Классика – до 1791 года
Поздняя классика – до 1850 года
Декадентская классика – до 1914 года
Все остальное – «музыкальный шум».
Этот шум, конечно, неоднороден и имеет много разновидностей, нередко интересных: «интеллектуальный музыкальный шум», «классикообразный МШ», «идейно-пропагандистский МШ», «психоделический МШ» и т.д.
Конечно, я ни в коей мере не являюсь экспертом в музыке. Родители избавили меня от принудительного музыкального образования, поэтому аллергия на классику в детстве не возникла. До 20 лет я был равнодушен вообще к любой музыке. Специфическая меломания позднесоветских подростков у меня однозначно ассоциировалась с низким уровнем развития. Все интересы в то время лежали исключительно в сфере античной культуры, истории и философии, а также в сфере естественных наук. Перелом произошел уже в студенческие годы: я познакомился с кружком любителей аутентичной музыки барокко, которые одновременно были трепетными фанатами книги Гессе – «Игра в бисер». Тогда пришло осознание, что Европа XV-XVIII - не менее интересна и значима, чем Античная Европа. В обеих эпохах присутствует нечто «проясняющее разум», причем в позднейшей эпохе это «нечто» переложено в музыку и более доступно для усвоения. Значительная часть этой музыки изначально создавалась как «фоновая», как музыка, создающая атмосферу. Это дает возможность встраивать ее в жизнь и активировать (протезировать?) недостающие классически-европейские структуры сознания. С тех пор я обедаю под «Обеденную музыку» Телемана, пишу тексты под сонаты Скарлатти, думаю под сонаты Генделя, читаю под сонаты Баха и т.д.
Русские социалисты XIX в. мечтали привести Россию к такому состоянию, когда у каждого крестьянина будет приличный домик и курочка на обед (см. Тургенев, «Отцы и дети»). С такими приземленными мечтами результат оказался еще приземленнее. По контрасту, одно из образных воплощений европейского регионализма можно выразить так: чтобы в каждом маленьком городке появился свой камерный зал, и там постоянно играл свой собственный любительский ансамбль старинной европейской музыки. Понятно, что в таком городе по умолчанию будет ратуша с флюгером, нормальное бюргерское самоуправление и т.д.