Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Торжествующая религия Севера, гл. 9 (последняя)

9. Воины Севера

Любая цивилизация жизнеспособна, только если может породить из себя воина, способного постоять за нее и на практике доказать силу ее основополагающих принципов. Идейная основа касты воинов – это всегда некоторое философское преодоление смерти, позволяющее устранить ее угнетающее влияние на сознание человека. Принцип Открытия, задающий фундамент Северной религии, имеет достаточный потенциал для того, чтобы на его основе дать достойный ответ на вопрос о жизни и смерти.

Сегодня у северных народов весьма распространенной является иллюзия о том, что сложное высокоразвитое общество способно защитить себя на сугубо прагматических началах, особо не напрягаясь. Для этого есть много оснований: искусная дипломатия, передовая военная техника, наемная армия профессионалов, созданная из людей, для которых быть воином – это призвание. Тем не менее, история показывает, что утрата качеств воина северным человеком идет рука об руку с разложением самого северного образа жизни. Типичный пример – полисы Древней Греции, которые тихо «растаяли» именно в эпоху мирного благоденствия под властью просвещенных римских императоров, которые к грекам часто относились с большей любовью и уважением, чем к собственно римлянам (Нерон). Между тем, «золотой век эллинской культуры и философии» пришелся на эпоху максимальной военной активности и поголовной воинской обязанности. Мыслители и деятели искусства не гнушались отстаивать свободу своей родины с копьем и щитом в руках (к примеру, Сократ). И это не случайность: подспудная готовность быть воином, защищать свой выбор с оружием в руках – это неотъемлемая составляющая северной ментальности. Культ самореализации должен быть переформатирован таким образом, чтобы включить в себя эту готовность. Идеальный человек Севера, чувствуя угрозу северному выбору, северному образу жизни, должен с внутренней радостью откладывать в сторону свои мирные заботы и проделывать «боевую трансформацию». Иначе Север обречен.

На первый взгляд, приемлемым ответом на вопрос о жизни и смерти является «игровая» концепция. Раньше люди записывались в солдаты, чтобы получать жалование, а сегодня, наоборот, готовы платить, чтобы поучаствовать в рискованном «сафари» (см. «Трудная мишень»). Похожий взгляд на жизнь и смерть навязывает компьютерная игромания. «Смерти нет, потому что всегда можно перезагрузиться». Учитывая, что войны будущего, вероятно, будут вестись роботами и дистанционно управляемыми машинами, такой «игроманский» подход к смерти не так уж далек от реальности. Однако истинная война все равно предполагает ситуацию, когда два человека сходятся лицом к лицу, когда им нужно померяться не только оружием и воинским искусством, но и силой духа. Шизоид, прикованный к компьютеру, плохо тянет на «северного воина». И дело не в физической силе, а в решимости здесь и сейчас поставить на карту собственную жизнь – единственную и неповторимую. «Сохраниться и перезагрузиться» в этой игре нельзя – придется умирать по-настоящему и навсегда. И тогда становится важным ответ на вопрос – «За что умирать?»

Пожалуй, нам следует обратиться к образу северного воина, который донесло до нас прошлое. Викинг, варяг, «Ермак», - они не только сражались и завоевывали, но открывали новые земли, новые географические пространства. Воин Севера – это воин-первопроходец, он открывает новые земли и сметает преграды на своем пути. Воином Севера движет тот же Принцип Открытия, который лежит в основе других проявлений северо-европейской цивилизации: обменять свою жизнь на радость прикосновения к новому миру, на возможность хотя бы на миг заглянуть за горизонт привычной реальности. Это духовная основа, которая дает ему необходимую силу.

Не случайно в творчестве Гомера, предназначенном для греческих рыцарей, воинским подвигам Илиады уделено не больше места, чем долгим странствованиям Одиссея по неведомым землям и морям. Иллюстрацией могут быть и слова князя Игоря из знаменитого «Слова», единственного дошедшего до нас шедевра древнерусской воинской поэзии: «А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону! ... Хочу бо, - рече, - копие приломити конец поля половецкого с вами, русичи! Хочу главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону!».

В прозаическом пересказе Ипатьевской летописи русичи-первопроходцы хотят идти «...в луку моря, где же не ходили ни деды наши». Воинами князя Игоря движет желание, выходящее за пределы сиюминутной политической прагматики: это не захватчики, не завоеватели, а прежде всего - «вооруженные путешественники» в «Земле Незнаемой». Интерес, который ими движет – желание заглянуть за горизонт, сделать близкими далекие низовья Дона, открыть будущий край казачьей вольницы. На этом пути им наплевать не только на мрачные знамения, но даже на военную добычу, они готовы втоптать ее в грязь – буквально: «мосты мостить по болотам и топким местам ... всяким узорочьем половецким». Не потому ли этот неудачный с военной точки зрения поход так запомнился и навеки вошел в русскую культуру? Поражение Игоря превратилось в великую славу: эту славу ему принес не «успех», а решимость «заглянуть за край».

Воин Севера готов обменять свою жизнь на миг финального озарения, на то, чтобы испытать предел сил - своих и врага. Его влечет не только переступание края земли, но и преодоление пределов собственной силы. Чем сильнее враг, чем плотнее смыкаются вражеские полчища, тем сильнее искушение у северного воина вступить с этими полчищами в смертный бой, испытать свою «силушку великую». В этом контексте понятно «Иду на вы» великого Святослава.

Древняя северная поэма задумчиво доносит до нас образ берсеркера, обустраивающего Русь не по учебникам: «Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шеломы аварские тобою, яр-тур Всеволод! Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной Глебовны свычаи и обычаи!» Воин Севера в сияющем шлеме – креатократор даже в битве, битва для него – особый вид творчества, исторического творчества, совершаемого «железом и кровью» - но также и «кодами и технологиями». Как и любой творческий гений, он способен совершенно раствориться в творческом процессе, дойти до полного самозабвения.

Северный воин – это не «отмороженный рубака», а творец-первооткрыватель, готовый обменять свою жизнь на возможность сделать предельный вызов. Верно и обратное – в любом северном творце скрыт северный воин. Северный гений - это берсеркер в поле культуры. Северный воин – это не отдельная каста, а сущность любого северного человека в высшие моменты его личности. Если фаза «обычного» творчества соответствует «фазе плодоношения» древа самореализации, то «фаза Берсеркера» аналогична этапу всепобеждающего Роста, «проламыванию ростка сквозь асфальт», что само по себе также является величайшим Творчеством.

Что здесь главное? – Выход на следующий уровень. «Фаза Берсеркера» имеет огромное воспитательное значение в плане кристаллизации северных ценностей и северного образа жизни. Человек научается прорываться в такие пределы, которые для него не предназначены. Создавать новые миры там, где было пустое место. Уходить в места, куда нет доступа самому Богу, где верховный разум переклинивает, переполняется божественный мега-диск и начинает дымиться божественный мега-процессор.

Через посредство северного воина Бог получает представление о таких закоулках универсума (и человеческой души), которые в изначальном плане мироздания были не предусмотрены, и по которым он сам убоялся бы бродить без яркого факела и надежной охраны. Аналогия - хозяин аквариума, который, проследив путь выпрыгнувшей из аквариума рыбки, вдруг обнаруживает, что и он сам, и его водный мир находятся на малом кораблике, который носят волны огромного океана. И на этом сервильная роль человека заканчивается. Отныне он свободен. Нет, это не «богоборчество», а дружественное соперничество на равных. Конечно, Бог сильнее – в собственном мире – но те миры, куда прокладывает дорогу человек, для него так же неизведанны и, быть может, пугающи. Но у Бога всегда есть шанс подтянуться, отбросить свой страх и догнать человека на его Пути.

Преодолеть смерть в рамках Северной религии – это значит поставить жизнь на службу Принципу Открытия. В простейшей ситуации, смысл жизни есть то, на что человек готов обменять собственную смерть. Смерть выступает как критерий отбора, позволяющий отсеять незначительное и сосредоточиться на важном (Хайдеггер, «Бытие и время»). Смерть дает человеку Севера знание о конечности, уникальности и неповторимости его собственной жизни, которая "слишком одна", чтобы вставлять ее в общий шаблон и уподоблять другим. Смерть дает понять, что достойная ставка – только «выход на следующий уровень».

На первый взгляд, это знание должно усиливать страх смерти, особенно – страх преждевременной смерти. Но не обязательно ждать «созревания плодов»: величие вызова само по себе может быть достойной ставкой перед лицом смерти. Выбор в пользу северного образа жизни – это решающий выбор в жизни человека, который делает ее «состоявшейся» вне зависимости от итога, от конкретных обстоятельств жизни и смерти. Важна не только длина Пути, но и то сопротивление, которое приходится преодолевать. Самоактуализация воина выводит на новый уровень Север как целое. И на этом Пути единственный шаг, и даже попытка шага, по своему значению может стоить целой «благополучной» жизни. Решимость отстаивать до конца свой выбор, смертельная схватка за право на этот выбор для себя и других, сама по себе является достойным свершением.

*****

Навигация по тексту:
Главы 1-3 - Главы 4-6 - Главы 7-8 - Глава 9

Subscribe

  • Продолжение «Геополитики эллинизма»

    Постепенно начинаю продолжение сериала «Геополитика эпохи эллинизма». См. «Имперские письма Платона». «Постепенно» - так как по ряду причин оно…

  • Введение нумерации

    Чтобы читателям была понятнее логика моего ЖЖ, я решил ввести сквозную нумерацию для длинных содержательных текстов, формата «статьи», чтобы их можно…

  • Возобновление "Геополитики Эллинизма"

    Если кто-то соскучился по сериалу "Геополитика Эллинизма", то он возобновлен после годовой паузы. Еще 2 серии появятся достаточно скоро (уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments