Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Category:

Опыт Макдоналдса применительно к политике

Между тем, американские книги читать полезно. Антиамериканизм у русских обычно интерпретируют неправильно, не понимая, что он направлен против субъекта, а не против сущности. Ненависть относится не к американскому образу жизни и американским политическим моделям, а к Америке как силе, которая нас ни в грош не ставит. Затаенная мечта любого русского – чтобы Россия сама стала чем-то вроде Соединенных Штатов, как бы это ни злило евразийцев и византийцев. Потому и злятся, что слишком хорошо понимают: дай русским волю, и они тут же вместо РФ построят Русские Соединенные Штаты.

С этой точки зрения интересны проекты, позволившие внедрить крупные фрагменты американизма в странах с принципиально иной культурой и ментальностью. Один из таких проектов представляет собой McDonald's, детище Рэя Кроко. Питаться в Макдоналдсе я никому не советую, а вот получить представление об их опыте внешней экспансии – весьма полезно. Об этом недавно вышла любопытная книжица: Джон Ф. Лав. «McDonald's. О чем молчит бигмак?». Объемное резюме этой книги можно найти по адресу: http://admarket.ru/library/books/books_44.html (цитаты ниже взяты отсюда).

Чем уникальна и поучительна история Макдоналдса?

1. «На протяжении последних пятнадцати лет, в то время как американские производители теряли свои позиции на мировом рынке, Макдоналдс утверждался на всей планете. Японские и немецкие автомобилисты пожирали американский рынок, а Макдоналдс постепенно становился лидером системы предприятий питания в Японии и Германии, не говоря об Англии, Канаде или Австралии».

2. «Больше, чем успех Макдоналдса за рубежом, удивляет то, что он завоевал международный рынок с помощью примерно той же самой формулы, которая сделала корпорацию лидером и в США. С учетом огромных различий в образе жизни в США и в других странах можно было ожидать, что корпорация выработает какой-то особый подход к проблеме роста на зарубежных рынках. ... Однако она не изменила своим основополагающим признакам, а изменила культурный климат этих стран».


Существенно, что последнее относится не только к культуре потребления, но и к культуре менеджмента. В то время как ЦРУ зря проедает свой хлеб, лидеры Макдоналдса изобрели работающую модель внедрения американских институтов в странах с принципиально иной культурой и образом жизни. Наиболее интересен опыт внедрения в Японии – полностью ломающий почвенную веру, что «не могут ведь продукты чуждого разума прижиться на почве иной цивилизации».

«Япония на самом деле оказалась лакмусовой бумажкой, - говорит Тернер. - Мы поняли, что американские продукты могут прижиться за границей и что они не нуждаются в изменении или в крайнем случае эти изменения могут быть незначительными».

На японском примере можно наглядно изучать ключевые принципы УСПЕШНОЙ американизации (и понять, что нас в 90-е никто ВСЕРЬЕЗ американизировать не хотел):

1. Не нужно сдабривать американские заимствования уступками местной «фофудье» - нужно идти прямо. Фуджита, отец японского Макдоналдса, наплевал на японскую привязанность к рису и рыбе и преподнес им гамбургер в его первородном виде – как «революционный продукт». Местную фофудью он не просто игнорировал – он открыто издевался над ней:

«Причина того, что японцы такие низкорослые и у них желтая кожа, в том, что уже две тысячи лет они едят только рыбу и рис, - заявил Фуджита репортерам. - Если мы будем есть гамбургеры и картошку Макдоналдс тысячу лет, мы станем выше, наша кожа станет белой, а волосы – светлыми».

2. Но при этом штаб проекта и все его компоненты должны быть местными, национальными и самоуправляемыми. Т.е. хотите внедрить Америку в России – делайте ставку на русских, опирайтесь исключительно на русских, и дайте им возможность самим поставить последнюю точку.

«Фуджита хотел, чтобы Макдоналдс в Японии работала как японское образование, автономно от штаб-квартиры Макдоналдс в Оук-Бруке, потому что был уверен, что японские потребители не станут удовлетворять свое желание покупать западные продукты, если их продавцом будет американская компания. ...компания, которая будет их продавать, должна на 100% выглядеть японской - от ее хозяина до работников предприятия. Словом, все японцы будут покупать американские гамбургеры при условии, что они не будут представлены как импорт из Америки. ...Он недвусмысленно дал понять, что Макдоналдс - Япония работает под руководством японцев».

«...Макдоналдс может утверждаться на рынках других стран в том случае, если приобретет в них партнеров, которые способны «вырастить свой цветок», не отступая, однако, от фундаментальных принципов, обеспечивших успех и в США. Более того, японский опыт лег в основу модели, которую Макдоналдс может использовать в любой стране мира во франчайзинге. Сутью этой модели является опора на местного предпринимателя с достаточно крупной собственной долей в совместном предприятии, при предоставлении франчайзи даже большей автономии, чем имеют их коллеги в США. Япония доказала, что ключ к успеху на международном рынке тот же самый, что и в США: местный контроль, осуществляемый местными владельцами-франчайзи»


3. Нужно радикально порвать с местными ущербными стратегиями власти и делать ставку на инициативную молодежь. Например, особенность Японии – культ чинопочитания, выслуга лет как основа карьеры, культ мелочного исполнительства указаний вышестоящих. Этому объявили войну.

«С благословения Фуджиты Асахара создал группу по организации работы предприятий из молодых и творчески мыслящих сотрудников, которых он оградил от влияния японской культуры менеджмента, где власть принадлежит старшим должностным лицам, действующим в соответствии с традиционными схемами. ...Он постоянно ищет молодых и инициативных управленцев и старается выдвигать их, обходя более старших сотрудников, что является прямым вызовом японской традиции, в соответствии с которой повышение первым получает тот, у кого выслуга лет больше».

Выдвигаю гипотезу, что по той же самой схеме в ЛЮБОЙ стране можно УСПЕШНО внедрить любой перспективный американский институт:

1. Открытый вызов существующему положению дел.
2. Ставка исключительно на национальные кадры и формирование национально мыслящего руководства проектом, которое действует на основе полной автономии.
3. Ставка на творческую молодежь в управлении, разрушение местных кланово-бюрократических традиций.

И еще одна гипотеза: если американизм где-то «не работает», то скорее всего потому, что американцы сами этого не хотят, желая получить из этой страны скорее жалкую колонию, чем полноценного конкурента.
Tags: Америка, Макдоналдс, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments