«Олдус Хаксли в иронической форме рассуждает об антинацистском тоталитаризме. Цитирую: В Рациональном (Разумном) Государстве человеческие существа будут разделены на отдельные виды не в соответствии с цветом своих глаз или формой черепа, но в соответствии с качествами их ума и темперамента. Экзаменующие психологи, натренированные до того, что будет казаться почти сверхчеловеческим ясновидением, будут проверять каждого ребенка и относить его к соответствующему виду. ...Три главных вида, - мистер Скоган продолжил, - будут следующими: Руководящие Интеллектуалы, Люди Веры и Стадо. Среди Руководящих Интеллектуалов будут все способные думать, знающие, как использовать определенную степень свободы и, увы, знающие, насколько ограничена свобода даже среди интеллектуалов ! – рамками своего времени (так и хочется заменить понятие рамок времени понятием рамками оперативной необходимости, прим. Переводчика). Избранная часть Интеллектуалов будет набираться среди тех, кто занялся вопросами практической жизни, и станет руководителями Рационального Государства. Они будут использовать в качестве своих инструментов власти Людей Веры, то есть Сумасшедших, как я их называю, которые верят в вещи иррационально, со страстью и готовы умереть за свою веру и желания. (конец цитаты из Хаксли)
...далее конструкция Скогана рушится при ближайшем рассмотрении ещё больше – Руководящие Интеллектуалы не могут отбираться на высшем уровне некими умными психологами с экстрасенсорными способностями на основании объективных критериев. Да они сомнут этих экстрасенсов в борьбе за место наверху, скрутят в бараний рог и заставят написать им нужные характеристики и подделать все результаты тестов! Теория Скогана, по которой живет наш мир, оказывается элементарной разводкой для интеллектуалов...» (конец цитаты из Косарекса)
Если резюмировать, то получается следующее. Мыслитель для упрощения задачи выдвигает тезис «Интеллократия должна быть с кулаками», но потом оказывается, что это «Нечто с кулаками» очень быстро перестает быть «Интеллократией» с «оазисом умников» наверху, и снизу доверху превращается в заурядную «Кулакократию» или «Чекистократию». И вот уже две с половиной тысячи лет, начиная с Платона, мыслители ходят по этому кругу. И когда ныне какой-нибудь молодой да резвый Яроврат или Номина снова «открывают» эту идею, мы можем видеть лишь очередную итерацию белки в колесе.
Интересно, что размышление на эту тему само по себе безотчетно тяготеет к формату платоновых диалогов.