С одной стороны, налицо низкий уровень рождаемости, то есть нежелание идти на жертвы ради права быть родителем. С другой стороны, налицо неподготовленность большинства наших молодых людей к родительству, к правильному исполнению социальных ролей «папа» и «мама». А это приводит к болезням детей, к нарушениям в развитии, к распаду семей, к пополнению детских домов, а также превращает родителей в легкую жертву «ювенальной юстиции». И что же делает школьная программа для того, чтобы воспитать учеников хорошими родителями? А собственно, ничего. Разве что кое-где, в особо продвинутых школах, читают детям «психологию семейных отношений», «этику и психологию семейной жизни», забывая, что в реальном мире семейная жизнь - это прежде всего не «этика», а экономика, педагогика, физиология и медицина. Речь идет не о душеспасительной проповеди, а о конкретных знаниях и навыках, пробелы в которых могут поставить крест на здоровье и даже жизни ребенка. Можно жить по Евангелию и лоб себе расшибить в постах и молитвах, но угробить ребенка в первую же неделю из-за незнания элементарных вещей. Или воспитать ребенка психом - опять же, из-за незнания. Социальные сети, в которых молодые мамы делятся друг с другом всевозможными советами, сегодня играют гораздо более важную роль в сохранении и воспроизводстве русского народа, чем все церкви и конфессии вместе взятые. Ведь у нас сегодня человек, окончив среднюю школу, и как бы уже готовый «ко взрослой жизни», даже памперс на младенца одеть не сумеет. Не говоря уже обо всем остальном.
Что, на мой взгляд, должно входить в «Курс молодого родителя?» (Сегодня я бы, конечно, не забыл его внести в проект «Идеальной школьной программы», который составил несколько лет назад)
1) Основы евгеники (в хорошем смысле): какого супруга нужно выбирать, чтобы родительство стало радостью, а не трагедией и пыткой.
2) Общее представление о процессе протекания беременности и ранних этапах развития ребенка. Примерный алгоритм действий родителей на всех этапах, начиная с момента зачатия ребенка и до момента поступления в школу.
3) Рассказ о типичных родительских ошибках и о том, как их можно избежать.
4) Практические навыки: пеленание, укачивание, одевание ребенка и т.п. Питание беременной и кормящей женщины, прикармливание младенца.
5) Потребительский аспект: какие предметы обихода реально нужны, а без каких можно вполне обойтись; какие лучше купить самим новенькие, а какие можно взять б/у; как разобраться в море брендов, выбрать лучшие памперсы, лучшие игрушки, лучшую одежду и детское питание и т.п. Как получить нужную информацию на бэби-блогах и в социальных сетях.
Важно, чтобы этот курс вели педагоги, которые уже получили и еще не позабыли соответствующие навыки, т.е. у которых есть собственные дети возрастом до 12 лет.
Напоследок прошу вас поучаствовать в опросе:
Готовы ли Вы поддержать введение в школьную программу 10-11 класса «Курса молодого родителя»?
Допустим, Вы - родитель мальчика, и вас ставят перед необходимостью выбрать один (и только один) из трех альтернативных курсов: «Курс молодого родителя», «Курс сексуального просвещения», «Курс ОПК/мировых религиозных культур/светской этики».
Допустим, Вы - родитель девочки, и та же самая альтернатива: