Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Продолжение сериала «Спартак»

На торрентах уже можно найти первые серии нового сезона голливудского сериала про Спартака (Spartacus: War of the Damned). Увы, первые же серии разочаровали:

1) Началось серьезное отступление от исторической канвы (которая ранее выдерживалась хотя бы формально). В сериале Красс вступает в дело сразу после Фурия и Коссиния. Таким образом, выпадает целый год самых крупных побед Спартака и его рейд на север Италии. Остается непонятным, почему так всполошился сенат, если армия Спартака еще не громила консулов и по размеру все еще около 10 тыс. человек. Причем само это «сворачивание» истории проведено демонстративно небрежно. В сериале Красса «назначает» сенат, тогда как на самом деле он выиграл выборы за должность претора, «в нагрузку» к которой предлагалась война со Спартаком. Цезарь в сериале «назначен» Крассом, тогда как он тоже вполне честно баллотировался на должность военного трибуна, победил и по закону получил право командовать легионом.

Создатели сериала, возможно, избегают создавать у зрителя параллели с современными США. Им не хочется показывать Рим как страну, где даже в эпоху засилья олигархии демократии (для граждан) было не меньше, чем сегодня в США. Например, американцы путем электоральных процедур никак не могут повлиять на назначение тех или иных генералов в армии, а римляне - могли. При этом для отцов-основателей именно Рим был образцом для подражания при проектировании американской системы власти («Сенат», «Капитолий», знак доллара, сохранение рабства). Но если об этом слишком часто напоминать, то получится, что в сериале восставшие рабы, которые борются за свободу, – аналог не «хороших американских парней», а наоборот, одного из тех народов, которые озлоблены на Америку.

2) Зашкаливает уровень оригинальничания в трактовке личностей Красса и особенно Цезаря. Красс показан как сумасшедший «ницшеанец», готовый рисковать жизнью ради подросткового самоутверждения, и напоминающий в это смысле главзлодея из фильма «Трудная мишень». Тогда как на самом деле это был циничный рационалист-манипулятор, типа Березовского или Сечина. Когда в последнем бою Спартак прорывался к нему, вызывая на единоборство, он спокойно сидел в кресле-качалке, покуривал трубочку и решал шахматный этюд. Уверен, что в финале сериала нас ждет незабываемое зрелище единоборства Красса и Спартака. Причем Красс, зарезав Спартака, пустит искреннюю слезу и поблагодарит его в стиле Петра I, благодарившего шведов как своих учителей. Заодно Крассу «добавили» лишнего сына, Тиберия, якобы убитого Спартаком. Разумеется, ни один ребенок Красса (сыновья Марк и Публий) в реальности не пострадал.

Актер, играющий молодого Цезаря, изо всех сил подражает Брэду Питту в роли Ахилла («Троя»), и во внешности, и в манерах. В принципе, чисто формальное право изображать Цезаря воякой-многоборцем у авторов есть. Он в 20 лет получил «звезду героя» (дубовый венок) за спасение римских граждан в бою, а непосредственно перед восстанием Спартака командовал отдельным отрядом в войне с Митридатом. Хотя прямых свидетельств его участия в подавлении восстания у нас нет, но как раз в это время он был избран военным трибуном. Это давало ему право командовать легионом в армиях, сражавшихся со Спартаком, в том числе в армии Красса, и вряд ли он этим правом не воспользовался (учитывая его тесные связи с Крассом). Однако типаж Цезаря – это интеллектуал, политик и юрист, а не «гопник с раёна», каким его изобразили в сериале. По своему месту в римской политике того времени это «Навальный»: он обличал прогнивший режим, боролся с коррупцией, занимался правозащитой, выступал адвокатом и т.п.

Что касается взаимоотношений Краса и Цезаря, то в сериале они тоже переданы превратно. Ценность Цезаря для Красса состояла не в его выдающихся способностях или аристократическом происхождении от Юлиев, а в том, что он был «наследным принцем оппозиции», как племянник покойного Мария («Ленина») и зять покойного Цинны («Сталина»). Опутывая Цезаря своими финансовыми услугами, Красс усаживался сразу на два стула и мог не бояться за свое будущее при любом развитии событий.

3) Армия Спартака показана как «большая орда», которая нападает всем скопом, нестройно, без особого порядка. Такого рода толпу, сколь угодно злобную и одержимую, средний римский легион пошинковал бы в капусту за 15 минут. Собственно, разгром таких нестройных толп, руководимых не дисциплиной, а минутным энтузиазмом, и был специализацией римской военной машины. На самом деле к моменту столкновения с Крассом армия Спартака уже была организована по-римски, т.е. разделена на центурии, когорты, с офицерами на каждом уровне иерархии, с трофейным римским вооружением. В сериале же это просто дикий плохо управляемый сброд, вооруженный чем попало.

4) Совершенно превратно показан состав спартаковской армии и ее отношения с мирным населением Южной Италии. На самом деле в этой армии численно доминировали не рабы, а италийская беднота. Соответственно, эксцессы против мирного населения ограничивались богатыми и средним классом, никаких «тотальных зачисток» не было. С эксцессами Спартак постоянно боролся, по двум причинам. Во-первых, мародерство разлагает армию, что недопустимо, если она борется против сильнейшего противника. Во-вторых, Спартаку было необходимо сохранять кормящий ландшафт. Он не смог бы там кормиться три года, если бы превратил юг Италии в выжженную землю, а испуганные крестьяне попрятались бы за стенами городов, вместо того чтобы пахать землю.

В связи с этими непотребствами я решил продолжить публикацию моего собственного «сериала» о Спартаке. Напомню, что желание как следует очертить предпосылки восстания и политический ландшафт того времени вылилось у меня в самостоятельный объемистый текст, а до собственно Спартака руки не дошли. В ближайшем будущем я исправлю этот «перегиб», и буду вести речь непосредственно о восстании.
Tags: Рим, Спартак, история, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments