Мне кажется, это характерное проявление «новиопской ориентации» нашего политкласса. Стоит азиату просто состроить умное лицо, и отовсюду раздается «гений ты наш», «талантище», «умище», «и как же мы жить без тебя будем, родной» и т.п. А стоит простому русскому чиновнику блеснуть остроумием, и тот же новиопский кагал выносит приговор: «графомания», «бред», «ничтожество», «совок», «он опасен». В кои то веки русский чиновник защищает от разворовывания русские деньги, пинает обнаглевших азиатов и потомков советской номенклатуры, и делает это стильно, иронично, с сознанием собственной силы. Будь у нас Русское национальное государство, тамошние правоохранители, несомненно, стилистически были бы очень похожи на Маркина. Странно, что Просвирнин этого не понял и тоже присоединился к хору «восурковлённых».
Маркин, кстати, отнюдь не советский кадр (в чем его беспочвенно обвиняют). Для «Совка», за исключением самого раннего времени, в принципе не мыслима ситуация, когда чиновники воюют друг с другом публично, через прессу. Советские приемы решения вопросов – это кулуары, «банька» и «телефонное право». Маркин вызывает ассоциации скорее с Салтыковым-Щедриным и в целом с пишущим и литературно-одаренным чиновничеством Российской Империи. Похоже, через четверть века после крушения коммунизма, в недрах вертикали власти постепенно «прорастает», пусть и в уродливой форме, тип русского имперского чиновника. Надо понимать, что злая ирония Маркина, которую он явно не способен сдержать, - это признак колоссального избытка сил и уверенности. Если таких Маркиных в вертикали много, они неизбежно переформатируют страну под себя. (Здесь я напоминаю про свой старый текст, где рассматривается гипотетическая возможность свержения компрадоров осмелевшим чиновничеством)
Собственно, феномен Маркина во всей этой истории – гораздо более важная и интересная тема, чем отставка Суркова. Раньше я думал, что идеальный путинский кадр – это «андроид» наподобие Грызлова. Но похоже, думские «андроиды» - это переходный этап. За 15 лет правления Путину все-таки удалось вырастить собственные «путинские кадры» - «маленьких путиных», «улучшенных путиных». Здесь можно провести аналогию со Сталиным. Сталин, как и Путин, на первых порах был компромиссной и во многом фиктивной фигурой, пока не вырастил собственные кадры, которые и «решили все». Если Маркин не один в своем роде, если таких там у Путина тысячи и тысячи, то нас ждут любопытные события. Это сродни истории агента Смита в «Матрице», который размножил себя в миллиардах копий. К сожалению, у оппозиции нет своего Киану Ривза.