Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Пятеро в одной лодке (полемическая интерлюдия)

Неизбывная для современных русских «50%-ная советскость» у каждого проявляется по разному. Одному удается оставить из советского наследства позитивные или нейтральные черты, другой оказывается захвачен «Темной стороной Силы», превращаясь в умственного инвалида. Одно из проявлений такой инвалидности – стремление свести любой разговор к «ритуальному облаиванию». Поэтому меня не слишком удивило желание многих приписать мне безудержное восхваление советчины, а через нее – и путинщины. Видимо, люди очень уважают единоличное право Путина выкачивать из образа СССР «пропагандистскую нефть» и стараются помочь ему оградить народ от припоминания тех позитивных аспектов позднего СССР, которые «колят глаза» любому запутинцу.

Не могу принять за чистую монету утверждение новых националистов, что де вот «под советчиной мы понимаем только все плохое, что было в СССР, и это полезно для борьбы с путинской пропагандой, а все хорошее в СССР мы договорились называть русским и будем беречь его как русское». Сплошь и рядом такой человек уже в следующем тексте проповедует «разрушить до основания» и ополчается на чисто модерновые практики, внедренные советской властью, включая пенсии старикам, бесплатную медицину, всеобщее образование и т.п., подразумевая, что это тоже часть гнусной «советчины», «приучившей народ к халяве», а вот мудрый Пиночет с плеткой все исправит. Собственно, с практической точки зрения нынешний радикально-антисоветский дискурс – лишь окольное оправдание грядущей пиночетовщины и очередного шокового «затягивания поясов» для большинства русских. Не удивляйтесь потом, когда увидите, что убеждать в благости этого затягивания поясов на ТВ выйдет добрая половина нынешних националистов-«антиватников» (да уже начинают выходить). Моя цель, конечно, не вызвать любовь к СССР у этой публики, а заставить их хотя бы почаще оправдываться («Нет, мы не против социального государства. Нет, мы не будем загонять народ в стойло»).

Но напомню предысторию этой дискуссии. Началась она как внутренний разговор о нюансах отношения к советскому наследию в рамках позиции «националисты, почитающие РИ и ратующие за восстановление правопреемства с РИ». Мне пришлось возразить Диунову, который полезную русским часть наследия СССР (по сути) свел только к «железу». Я обратил внимание на серьезную трансформацию («модернизацию», «европеизацию») массового русского сознания за время советского режима, и на то, что позитивные аспекты этого «советского сознания» должны сохраняться и культивироваться, как полезные русским (вкупе с некоторыми полезными позднесоветскими социальными практиками). Казалось бы, вывод не только очевидный, но и тривиальный. Да и не новый, по большому счету (напоминаю про дискуссию Крылова с Калугиным о советских идеалах, случившуюся еще в 2008 году). Пространство для спора тут составляют единственно нюансы: какие именно аспекты позднего советского сознания признать полезными, а какие – вредными или никчемными. Вместо этого мне стали навязывать «тотальную» дискуссию Совков/Антисовков: «присягни либо Богу, либо Сатане». Но так же, как не любая «антисоветчина» исходит от Бога (Сванизде, к примеру), так и не любая «советчина» исходит от Сатаны. Read more...Collapse )
Tags: Российская Империя, СССР, национализм, полемика
Subscribe
  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 66 comments