Православие имеет право хотя бы на такое уважение со стороны нерелигиозной части общества, каким пользуются футбол и хоккей. Футбол и хоккей, являясь увлечением лишь части общества, забивают информационные каналы значительно сильнее, чем РПЦ. И государственному бюджету они обходятся дороже (кстати, футбол и хоккей из своих налогов оплачивают в том числе и нелюбители футбола и хоккея). Негативные отклики в СМИ в отношении этих хобби связаны исключительно с эксцессами болельщиков и договорными матчами. Но никто не ведет систематическую борьбу против футбола как такового. Никто не озабочен темой «отделения футбола от государства и школы». Пусси Риот почему-то не выбегали на стадионы во время футбольных матчей, чтобы устраивать свои политические перформансы, хотя аудитория футбольных болельщиков гораздо многочисленнее, моложе и ближе им по духу, чем аудитория воцерковленных старушек. «Борцы с советчиной и чекизмом» почему-то не набрасываются на футбол и хоккей с разоблачениями, не напоминают на каждом шагу, что эти два вида спорта обрели массовую популярность именно в советское время, благодаря усилиям государственной пропаганды и чекизма. Получается, что к английской игре в катание мячика либеральная и свободолюбивая общественность относится гораздо терпимее и уважительнее, чем к традиционной национальной конфессии.
Со своей стороны, православная общественность проявила бы истинную мудрость, если бы от нерелигиозной части общества не требовала большего, чем уважение к религии как к почтенному хобби. Такая позиция сделала бы Церковь менее уязвимой для критики, позволила бы заблаговременно отсеивать большую часть претензий к ней. Выходя за пределы церковной ограды, верующий должен уметь взглянуть на себя глазами невоцерковленного большинства, т.е. осознать себя разновидностью «футбольного фаната», «шахматиста», «рыболова-любителя» и т.п. Сказанное в равной мере относится и к адептам ислама. Что касается других религий и конфессий России, менее вовлеченных в политику, то они, по необходимости, уже давно вписались в формат «хобби» или «клубов по интересам», и поэтому невольно завоевывают симпатию у разумных людей.
Заранее предвижу возражения: «Ах, они кощунно желают уравнять религию с футболом, веру – со спортивным азартом, богослужение – с футбольным матчем, грех – с пропущенным голом, священников - с арбитрами, РПЦ с РФС и т.п.» Во-первых, не уравнять: понятно, что Православие в России – это самое старинное и самое почтенное организованное хобби, поэтому оно даже в таком ракурсе будет «главнее» футбола и World of Tanks. Во-вторых, речь идет не о том, что делается внутри церкви или внутри души верующего, а о том, что происходит за церковной оградой. О наиболее разумной стратегии поведения перед лицом индифферентного и недоверчивого большинства.