Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Category:

Душевно и гениально

Плакат «За победу!» с Никулиным, Моргуновым и Вициным на фоне Рейхстага многие, и власть прежде всего, хотят истолковать как «злобный троллинг». Но таковым он является только по отношению к попытке превратить культ Победы в мертвый официоз, инициативу в сотворчестве которого имеют право проявлять только высокие чиновники и сертифицированные властью пропагандисты. Если посмотреть на событие здраво, то мы заметим, что:

1) Представленные на плакате актеры сами по себе никак не могут «порочить Победу». Никулин всю войну провел на передовой, был ранен, имел награды. Моргунов подростком работал на военном заводе, ковал Победу в тылу. Вицин лично в боевых действия не участвовал, работал в московском театре, но явно был на нашей стороне. Да и вообще Москва долгое время была прифронтовым городом, люди гибли под бомбами, дежурили на крышах своих домов, чтобы гасить «зажигалки». То есть, реальные личности, изображенные на этом плакате, - это «герои войны и труженики тыла»

2) То, что актеры представлены «в образе», снижает пафосность плаката, но оскорбить может, только если вы сами готовы оскорбляться. Парадокс в том, что хотя с советской точки зрения «Трус, Балбес и Бывалый» - «асоциальные элементы», с народной точки зрения, они, в целом, симпатичные и беззлобные персонажи, которые вызывают исключительно позитивные эмоции. Снижение пафоса вполне отвечает месту, где размещен этот единичный плакат: это все же пивная, а не мемориал или школа. Вот если бы таким плакатом увешали все городские билборды, тогда могли бы появиться вопросы.

В целом, такое «народное творчество» отражает природное жизнелюбие русского народа и желание сделать культ Победы более душевным, более соразмерным простому человеку, очистить его от пафосной истерики. Это вполне здоровое желание преодолеть отчуждение и воспринимать Победу именно как народное событие, а не как официоз, «копирайт» на который принадлежит государству и «компетентным органам». Люди, которые этого не понимают, не понимают и много другого. Например того, что для большинства переживших войну русских людей ничего «восторженно-радостного» в 9 мае изначально не было. Моя бабушка, к примеру, просто плакала в этот день и поминала погибших: она потеряла на войне всех своих близких и родственников мужского пола. Если к печальным воспоминаниям на 9 мая примешивается радость, какой-то светлый эмоциональный фон, то это происходит исключительно в силу «разгосударствления» и «одомашнивания» этого праздника в том формате, на который ссылается «крамольный плакат».

Кстати, этот плакат наводит людей и на вполне серьезную и глубокую мысль. Именно качество всенародности той Победы не позволяет приписать ее заслугу только государству, только «идеологически правильным» людям или только сторонникам советского строя. За победу с нашей стороны воевало и погибло множество людей, которые советский строй ненавидели, а до и после Войны (кто дожил) жили отнюдь не по «Кодексу Строителя Коммунизма». К примеру, мой приемный дед провел всю войну на передовой, был ранен, получил медаль «за Отвагу». Но опыт военных лет настолько на него повлиял, что он до конца жизни зарекся работать на советских работах под руководством советских начальников. Он до старости «шабашил» маляром в вольной артели, там вполне мог бы водить компанию с «Трусом, Балбесом и Бывалым» и выпивать с ними «За Победу!». Он, кстати, по этой причине не заработал себе советской пенсии и поэтому подрабатывал сторожем уже далеко за 70. До сих пор помню, как крепкий старичок-ветеран под вечер одевает серый плащ, серую шляпу, вешает берданку за спину и через весь городок едет на трофейном немецком велосипеде охранять какой-то склад. Только в 90-е ему выправили пенсию как ветерану войны. Дедушке бы этот плакат понравился.

P.S. А вот что я писал про 9 мая несколько лет назад.
Tags: Победа, культурная политика, полемика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments