Маклюэн в своей известной книге рассказал про случай с показом санитарно-просветительного фильма обитателям африканской деревни. Когда у дикарей спросили, что они видели на экране, то получили ответ: «Очень интересный фильм про курицу». Курица случайно вбежала в кадр на какую-то секунду, но зрители зафиксировали и запомнили именно ее, а остальное содержание картины проскользнуло мимо внимания. Основная информация фильма («мойте руки перед едой») оказалась для них неинтересной и распалась в сознании на отдельные бессмысленные кадры. Покойный Герман, силой своего искусства, заставил почувствовать себя дикарями современную российскую публику. Его последний фильм сделан так, что единственными кадрами, сколь-нибудь приемлемыми с точки зрения смысла и эстетики, являются сцены с бегающими курами.
Поразительно, но даже самые светлые умы, благожелательные к Герману, не смогли увидеть в фильме ничего, кроме грязи и безнадеги: «Фильм тянется, тянется, ничего нового не происходит, только нагромождаются глыбы усталости и отчаяния. ...Но зритель, понимая, что имеет дело с произведением искусства, продолжает смотреть, в надежде заметить хоть проблеск духовности в копошащихся в грязи персонажах». Но позвольте, а как же куры? Наши зрители, мне кажется, совершили ошибку, противоположную ошибке африканцев: кур то и не заметили, как будто все эти начисто вымытые куры случайно забежали на съемочную площадку, а не были заботливо напиханы режиссером в каждый второй кадр.
Когда я увидел в самом начале фильма великолепную сцену с курицей, победно преодолевающей канаву с помоями, то понял: ВОТ ОНО! В ЭТОМ ВСЯ СУТЬ! В ЭТОМ – ТРАГЕДИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ. НО В ЭТОМ – И НАДЕЖДА! Ибо все-таки преодолела, и даже грязь к ней не пристала. ЗНАЧИТ, ГЕРМАН ВЕРИЛ В ЖИЗНЬ! ВЕРИЛ В РОССИЮ! Понятно, что после такого озарения cмотреть дальше было напрасной тратой времени. Это только профаны поглощают интеллектуальное авторское кино подряд, как боевики, до финальных титров. Понимающий человек концепцию такого фильма может уловить из нескольких первых кадров. А остальной фильм – просто попытка разжевать этот инсайт для тупиц и профанов. В надежде, что может быть, человек поймет суть, когда ему покажут тысячепервую курицу, преодолевающую тысячепервую канаву с помоями. Лично мне хватило первой курицы и первой канавы. А дальше, вместо бессмысленного созерцания педагогических повторов, было уместно выключить кино и предаться – во имя Германа - размышлениям о смысле бытия. Так что я не знаю, чем там у Германа закончилась история с Руматой. Да это и не столь важно: не в сюжете дело. Если бы великий Герман ограничился 5-минутной короткометражкой про бомжей, гоняющихся за курами на помойке, то в художественном отношении фильм вышел бы не хуже, а смысла в нем изрядно прибавилось бы.
Скажу больше: на помойке фильм вышел бы значительно лучше. Великий художник в данном случае пал жертвой несоразмерности средств и цели. Двигавшая его творческая идея требовала бомжей и помойки, а его вместо этого заставляли копировать гигантизм Голливуда. Если обобщить, Герман, как и многие другие, стал жертвой того, что в России отсутствует продуманная система поддержки и стимулирования талантов. Наши одномерные культуртрегеры не понимают, какие таланты нужно поддерживать, а какие, наоборот, - стимулировать. Это ведь только слабый и чахоточный русский талант надо подкармливать, вытягивать, гладить по головке – и тогда, может, что и выйдет. Матерые новиопские талантищи кормить – только портить. Отними у такого гения все, выбрось его на помойку, и он там «на коленке» трясущимися руками снимет фильм про бомжей на «Оскара». А если закормить, заласкать – то и выход будет нулевой. Думаю, в государстве истинно русских патриотов будет создана специальная комиссия по стимулированию новиопских гениев. Их будут тщательно разыскивать и ставить в предельно стимулирующие жизненные условия. И тогда произойдет великий расцвет культуры. И даже двойной расцвет, поскольку сэкономленные на новиопских гигантах деньги можно будет пустить на поддержку слабеньких и чахоточных русских талантов.
Но вернемся к теме. Впоследствии я все-таки просмотрел фильм «по диагонали» из культурологических соображений. И понял, что первое впечатление оказалось верным. Все в этом фильме, что не является курами, тонет и растворяется в липкой грязи, полностью обессмысливается. И только к курам каким-то чудом эта грязь не липнет. Что Герман имел в виду под грязью, всякому понятно: это проекция внутреннего содержимого новипской души на окружающую Россию. Новиопы живут этой грязью, ничего кроме грязи не видят и видеть не способны. Но кто в этом мире куры?
Кто? Конечно же, русские. Куры – то, кем видят новиопы русских в России. Русские для них - всего лишь пищевой ресурс, суетящийся под ногами. Русские вынуждены выживать в той грязи, которой новиопы наполнили Россию. И все же с русскими происходит что-то странное: новиопская грязь к ним не липнет, не засасывает их в себя. Русские не унывают, живут, потихоньку поднимают голову, расправляют крылья. И мы в какой-то момент понимаем, что эта грязь сугубо виртуальна. Грязь – элемент сознания новиопов, рамка, которую они накладывают на мир. Но сами русские живут в другом мире. И этот мир чист и осмыслен. И потому даже сознание закоренелого новиопа, в своем собственном виртуальном мирке, вынуждено показывать, что к русским грязь не липнет, что русские – не в депрессии, не в ауте, что они живут как бы параллельно фекальной вселенной новиопов, элегантно преодолевая все эти канавы с помоями. Белоснежная курица, которую несет мальчик-новиоп в одной из последних сцен фильма, символизирует надежду Германа, что лучшие из новиопов все-таки могут спастись от своей грязи через русских.
Полагаете, что сравнение русских с курами является оскорбительным? Но курица в русской народной культуре – положительный персонаж. Да и сама по себе она - одна из наиболее «очеловеченных» птиц, демонстрирующих вполне человеческие эмоции и формы поведения. И вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что куры не понимают трагизм своего положения. Куры прекрасно сознают свое место в пищевой цепочке, и это знание прописано у них на уровне ДНК. Только черствый душой человек не услышит в петушином «Кукареку!» ничего, кроме бравурного оптимизма. Есть там и затаенный трагизм, и фаталистичное принятие своей судьбы, и в то же время – дерзновенный вызов Фатуму. Все это, к сожалению, осталось за рамками фильма, ибо он – не о курах, а о новиопах, о том тупике, в который они сами себя загнали, трактуя русских как скот, лишенный субъектности. Удачной и патриотичной концовкой фильма было бы явление юрловского петуха, возглашающего своим победным кличем конец новиопского морока и начало истинно русской вселенной. Но это был бы совсем другой фильм про совсем другую страну.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →