Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Не «Третий Рим», а Вторые Микены

Давно минувшая великая война, сохраняемая как живое, «современное» событие культурно-информационного пространства, которое захватывает всю нацию, - феномен не уникальный. Ближайший исторический аналог - всеобщая «помешанность» эллинов на Троянской войне и на поэмах Гомера, где были запечатлены события этой войны. Этот культ прошел через всю античность, и поэмы Гомера оставались настольной книгой для всякого эллина даже через 1000 лет после описанных там событий. По этим книгам эллины учились быть эллинами.

Хотя, казалось бы, какое отношение имела феодально-социалистическая Микенская Греция, устроенная по шаблону ближневосточной распределительной деспотии, к европейской полисной Элладе? И какой вообще прок был грекам от победы над Троей? Последующая судьба большинства победителей была трагичной (в буквальном смысле - как сюжет для многочисленных театральных трагедий). «Отца народов» Агамемнона убили собственные приближенные. Сама Микенская Греция через 80 лет после Великой Победы была развалена и разрушена до основания. На ее останках образовались милитаризованные «народные республики» (зародыши будущих полисов), ведущие крайне скудный и примитивный образ жизни. Культура безвозвратно погибла, сгорели все микенские дворцы и библиотеки: о том, были ли у микенцев свои Пушкин или Толстой, мы уже никогда не узнаем. Из всей микенской литературы уцелел буквально один листок - «повзводный» список подразделений и кораблей, принимавших участие в походе на Трою. Должно быть, его сохранил какой-нибудь увлеченный «реконструктор», «клеивший кораблики». Этот листок последующие поколения, жившие в разрухе и варварстве, хранили как святыню и передавали из поколения в поколение, чтобы в конце концов включить в «Илиаду» и превратить в аналог «Бессмертного полка».

Размышления об «ущербности и никчемности» Великой Победы не смущали создателей самой великой цивилизации в человеческой истории. Краеугольным камнем новой культуры они сделали как раз этот обгоревший и затертый до дыр листок с именами давно исчезнувших городов и героев. Фиксация исторического единства и общеэллинского исторического опыта, освященного общей Победой, казалась им слишком ценным достоянием, чтобы отвлекаться на рефлексию «пятой колонны». Воспоминание об этой «чужой, далекой и никчемной» Войне они превратили в главный культурообразующий фактор, в генеральный миф античной цивилизации.

Сравнивая память о Великой Отечественной с эллинским культом Троянской войны, можно только посмеиваться над раздраженно-озлобленной реакцией нашей публики, которую возмущает «чрезмерный» характер культа. Все их аргументы, причем увеличенные стократно, можно обрушить на головы бедных античных греков. И тогда окажется, что основы европейской цивилизации были заложены «сбродом совков, ватников и колорадов», которые через строчку цитировали «Василия Теркина» и постоянно ссылались на сюжеты типа «28 панфиловцев».

В отличие от античных эллинов, мы пока еще с полным правом можем называть Великую Отечественную своей войной. Герои этой войны - наши деды и прадеды, а не далекие мифические «Ахиллы». Далеко не все события этой Войны мифологизированы до степени «Илиады». Вокруг нас еще много людей, которые застали Войну хотя бы детьми, видели ее своими глазами. Наши «Микены», Слава Богу, еще стоят и падать не собираются. Эта война - лишь один из элементов национальной мифологии, а не единственный, как у эллинов.

Притом, с каждым годом эта Война и эта Победа становятся все более русскими и все менее - «общесоветсконародными», как бы ни старалась государственная пропаганда. Помню, еще в 70-е, когда я был ребенком, мальчишки играли в «русских и немцев», а отнюдь не в «советских и нацистов». А теперь, когда все больше режимов СНГ отказываются считать Великую Отечественную войну и Победу своими, этот Культ и вполне официально становится достоянием единственного государства и единственного народа. И это хорошо. Чем больше инородцев начнут считать Советскую армию-освободительницу «русскими оккупантами», тем лучше: тем в большей мере память о Великой Отечественной будет превращаться в эксклюзивный русский национальный культ. Так что братьям прибалтам, братьям украинцам и братьям узбекам можно сказать только спасибо за то, что они добровольно отказались от того, что им по справедливости никогда не принадлежало.

Кстати, а было ли в самих Микенах, еще до падения, нечто подобное нашему культу Великой Победы? Похоже, что было, и в весьма интенсивном формате, - иначе трудно объяснить живучесть этого культа на протяжении последовавших Темных веков. В этом есть смысл: цивилизация деградирующая и обреченная на распад инвестирует в великий объединяющий миф, который пригодится далеким потомкам.

(Более ранний текст на эту тему: Древняя Греция и «культ Великой Победы»)
Tags: ВОв, Эллада, история, культурология, русская идея, русские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →