Опасаясь в очередной раз растянуть свои рассуждения на целую простыню, и тем самым сделать их малопонятными, я постараюсь все максимально упростить и даже утрировать, чтобы поняли даже животные. Кому нравится подлиннее и посложнее, с объяснениями и примерами, - читайте основной текст.
1. Какова суть текущего исторического момента?
Добивание Америкой державных конкурентов, элиты которых обладают (хотя бы теоретически) ресурсами и/или достаточным разумением, чтобы вставлять палки в колеса американского сценария переформатирования мира в единую Империю. Таких конкурентов сегодня три: ЕС, Китай и Россия. Это «смертники». В общем случае, сценарий таков: элиты этих держав будут расформированы (а шибко умные – физически уничтожены), а территории разделены на самостоятельные регионы, которые, частью, будут интегрированы в Империю, а частью – скормлены «силам хаоса».
2. Можно ли капитулировать прямо сейчас, заблаговременно, и тем самым избежать разрушений и жертв, связанных с неизбежной проигранной войной?
Капитулировать разрешат только последнему выжившему из трех «смертников». Первые на очереди будут показательно «раскатаны», с неисчислимыми бедствиями для населения и элит. Тот, кто не верит, что «элита трусов», абсолютно готовая к капитуляции, может быть принуждена к войне на уничтожение, пусть перечитает историю Третьей Пунической войны.
«Последний выживший» может получить уникальный шанс – быть интегрированным в Мировую Империю целиком, без особых потрясений и даже с сохранением национальной администрации. В античные времена таким «последним выжившим» стал Египет.
Уничтожение первых на очереди держав является необходимой гарантией безопасности, позволяющей Мировому Центру не опасаться, что сохранивший свою элиту и физическую мощь «последний выживший» сможет изнутри Империи стать центром консолидации сильной фронды.
3. Как стать «последним выжившим»?
Первое условие: вооруженный нейтралитет и избегание участия в разборках Рима с жертвами, первыми в списке. Многие манят нас ролью «шпаги», между тем, Этолийский Союз, Пергам, Ахейский Союз, Нумидия, - «шпаги», помогавшие Риму сокрушать конкурентов и оказавшие ему неоценимые военные услуги, - были «проглочены» гораздо раньше и на значительно худших условиях, чем Египет, избегавший, по возможности, участия в римских войнах. Македонию роль «шпаги» в войне Рима с Сирией тоже не спасла от скорой расправы. «Шпага» - путь не только опасный, но и заведомо тупиковый. С разделкой главных врагов потребность в «шпаге» пропадает, и она ломается об колено.
Второе условие: функционирующее «физическое тело» последнего выжившего (то есть, его экономика, население, территория) должно выглядеть в глазах Мирового Центра ценным ресурсом, который приносит множество бонусов и не представляет никаких проблем. Собственно, это одна из причин, почему «последний выживший» перемещается Центром на последнюю позицию в очереди «смертников» (если, конечно, не «нарывается» по собственной вине).
С хозяйственной точки зрения, Египет Птолемеев в III-I вв. до н.э. представлял собой по сути единый централизованно-управляемый «агрохолдинг», специализировавшийся на экспорте зерна. Этим зерном кормился город Рим и еще добрая треть Средиземноморья. «Корпорация» приносила серьезную прибыль, которая частично шла на взятки и откаты римским политикам. При этом римляне понимали, что прибыльность этого актива существенно связана с сохранением его физической целостности (земледеление в Египте завязано на единую и сложно управляемую сеть каналов). Умные римские сенаторы, понимавшие, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца, много десятилетий блокировали попытки «ястребов» завоевать и распотрошить Египет. Даже «беспредельщик» Цезарь не решился превратить Египет в провинцию, хотя физически мог, и оставил его полусуверенным. Наследовавший Цезарю Антоний, разделяя то же мнение, решил не Египет сделать римским, а наоборот, Рим – египетским, и превратил Египет в центр своей восточной державы. Наконец, когда гражданские войны закончились, и Рим стал Империей, император Август просто забрал «Корпорацию» всю целиком, в свой личный императорский домен, с сохранением прежнего менеджмента и персонала.
4. Как России стать ценным активом для Мировой Империи?
Итак, претендент в «последние выжившие» должен быть ценным экономическим активом для Мирового Центра, при этом не вступая с ним в прямую конкуренцию, а дополняя его экономику. Пока что России в этом отношении ничего не светит. Сырьевая, аграрная и даже энергетическая специализация ее не спасут: зерно, нефть и электричество Америка произведет сама или возьмет их в любом другом месте. Обладание этими ресурсами не является «уникальной фишкой», гарантирующей выживание. Тем более что сегодня российские ресурсы помогают конкурентам Америки, входящим в «список смертников». В качестве ценного актива, Европа и Китай, на первый взгляд, гораздо полезнее для Америки, чем отсталая РФ. Рачительный Мировой Центр «последним выжившим» скорее назначит ЕС либо Китай, - ценные трофеи. А бесполезная Россия будет уничтожена первой или второй в списке.
Значит, нужно резко сменить хозяйственную специализацию и предложить Мировому Центру то, что ему крайне необходимо, и что в другом месте найти будет затруднительно. По существу, Россия должна превратиться в Единую (желательно) Фабрику, выпускающую нечто ценное, уникальное и нужное Америке в большом количестве. Или придется умереть.
(На этом честный и рациональный анализ заканчивается, и пойдет утешительная отсебятина).
Наш выдающийся мыслитель Галковский недавно установил, что Америке больше всего не хватает мозгов. Интеллектуальный и научно-технический потенциал США долгое время подпитывался массовой эмиграцией из Европы. Во второй половине XX века, с победой в Европе евросоциализма и улучшением уровня жизни, европейцы перестали массово ехать в Америку. В конце XX века поставщиками мозгов для Америки стали страны Восточной Азии и научная прослойка бывшего СССР. Но советский образовательный потенциал постепенно истощился, а рост уровня жизни в Южной Корее, Китае и других странах Восточной Азии лишает местных умных и талантливых людей мотивации навсегда переселяться в Америку. Получается, что в период решающей борьбы, которая должна обострить спрос на ресурсы интеллекта, Америка останется без притока свежих мозгов в должном количестве. Более того, она в плане коллективного интеллекта даже не сможет уравновесить Евросоюз и Китай, что может оказаться фатальным. И даже если она их уничтожит, то следующая за этим колоссальная задача переформатирования всего мира может оказаться ей не по уму, что приведет к глобальной катастрофе вместо триумфа.
Получается, что нарождающаяся Мировая Империя на ближайшие 50-100 лет крайне нуждается в «Гигантской Фабрике Мозгов», которая бы сотнями тысяч импортировала свою «продукцию» в Америку или прямо на месте позволяла Америке ее использовать. У России, в ее русской и обрусевшей части, есть задатки, чтобы превратиться в такую Фабрику и стать необходимой для Мирового Центра. Все ресурсы, кроме тех, что нужны для поддержания вооруженного нейтралитета, должны быть направлены в сферу образования и науки. Прежде всего, речь идет о математике, естественнонаучных и технических направлениях, востребованных в глобальном (американском) контексте. Должна быть создана (или хотя бы воссоздана в советском варианте) система тотального «сканирования» всех детей на малейшие признаки таланта, интеллекта, склонности к науке и технике. Вся атмосфера в обществе должна быть настроена на мотивирование к знаниям, образованию, интеллектуальному труду. Развлекательная сфера должна быть настроена на стимулирование интеллектуального гедонизма и сдерживание других его видов.
«Экспортный» потенциал российской Фабрики Мозгов будет обеспечен тем, что производство качественных кадров будет во много раз превышать местные потребности. Понятно, что подготовить специалиста в какой-либо сфере, даже на стартовом уровне, невозможно без того, чтобы эта отрасль присутствовала в стране. То есть, неизбежно придется увеличить и внутренний научно-технический потенциал России, а также количество людей, которые заняты в соответствующих сферах. Но в целом количество подготавливаемых специалистов будет определяться не потребностями России, а физическими возможностями русского народа по рождению здоровых и умных детей, способных во взрослом состоянии к многолетнему и продуктивному интеллектуальному труду. Что потребует, кроме прочего, стимулирования рождаемости и повышения уровня жизни для бедных слоев русского населения, а не только для отдельных умников. (Интеллект – крайне неустойчивый признак. Человеческая генетика так устроена, что у умных родителей может родиться дурачок, а у простецов – вполне способный ребенок с хорошими задатками. Поэтому социальное расслоение должно быть умеренным, чтобы оно не мешало воспитанию и образованию детей из бедных семей, и в особенности их здоровому и полноценному развитию в первые годы жизни).
Понятно, что такого рода переформатирование потребует радикальной смены элит и управленцев, особенно в сферах, так или иначе затрагивающих образование, воспитание, информационно-культурный фон. Вместо «гопников» страной, большинством сфер ее жизни, должны рулить «умники». В условиях современной России это кажется не вполне реалистичным, но, поскольку альтернатива для верхушки – это попадание в первые позиции американского «списка смертников» и, по сути, паяльник, приставленный к причинному месту, то какой-то шанс есть.
Система массовой подготовки интеллектуальных и научно-технических кадров не должна ограничиваться слепым копированием советского опыта, даже лучшего. В идеале здесь должно быть «сто путей, сто дорог», что увеличит разнообразие продуцируемых интеллектуальных работников и увеличит совокупную ценность «продукции». Один из вариантов – особые новые «города-оазисы», о которых любит писать Сергей Морозов.
На какие средства все это будет устроено? Система может кормить сама себя и еще пополнять бюджет. Бесплатное образование, полученное в России, будет оценено в определенную сумму, и, если специалист эмигрирует, или внутри страны станет работать на иностранные корпорации или научные центры, то он по закону обязан будет делать отчисления от зарплаты и грантов, - в порядке погашения образовательного кредита.
Наилучший способ обеспечить единство и «неделимость» России как «Фабрики Мозгов», - воспитание подрастающего поколения в русле жесткой и непримиримой национальной солидарности. Мировой Центр должен понимать, что попытка насильственно поделить русский народ тут же вызовет негативную реакцию у всех работающих на него русских специалистов, вплоть до саботажа и диверсий, и Россия как «Фабрика Мозгов» будет для него потеряна.
Этот путь развития России хорош тем, что даже если не сбудутся прогнозы о грядущем доминировании Америки, он все равно принесет свои позитивные плоды и повысит шансы нашего народа занять привилегированную нишу в международном разделении труда.
P.S. Кое-кто интерпретировал мою образовательную идею в духе «танков Тухачевского»: «Давайте недоедим, построим на все деньги 1000000 танков из жести, и покорим весь мир». Стали мне делать упреки, что финансирования не хватит, если взять и «десятикратно» увеличить расходы на все вузы страны. На самом деле идея вовсе не предполагает кратного увеличения расходов на образование «по площадям». Сколько из нынешних вузов выпускают конкурентоспособных специалистов, которые могут представлять ценность для высокотехнологичного сектора США? Реально это уровень МФТИ, частично - МВТУ плюс отдельные факультеты других вузов (МГУ, ЛГУ, НГУ), и т.п. По количеству студентов и преподавателей, это (навскидку) менее 1% от общего числа. Вот эти оазисы и нужно будет улучшить качественно и расширить количественно. Но расширение, опять же, не может быть бесконечным, и ограничено даже не финансами, а количеством абитуриентов, которые способны превратиться в таких специалистов. Даже в советские времена, с колоссальным спросом на высший инженерно-технический персонал (КБ, «ящики»), с развитой системой физматшкол и классов, с тотальным охватом обычных школ на предмет выявления ребят со способностями (через олимпиады и т.п.), в МФТИ обучалось, кажется, всего 6000 студентов (на всех 6 курсах в совокупности). Даже если удесятерить «качественный сегмент образования», это все равно будет малая часть в общих расходах на российское образование.
Еще одно направление расходов – подтянуть среднюю школу. Но, опять же, не механически «по площадям». Требуется увеличить число мат-, физ-, хим-, био- школ и спецклассов. Несколько перетянуть в эту сторону общую школьную программу и повысить зарплату учителям по «ценным» предметам. Более полные и грамотные рекомендации пусть дают люди, работающие в системе образования.
Чтобы было кому в этих школах учиться, и чтобы увеличить базу для отбора талантов, нужно повысить уровень жизни беднейших слоев русского (европеизированного) населения. Но, разумеется, это не обязательно делать исключительно за счет дотаций и пособий. Больший эффект даст общее оздоровление экономической ситуации в стране, прекращение трудовой миграции, рабочие места за счет импортозамещения, усвоение успешного китайского опыта.