?

Log in

No account? Create an account

культурогония и культургия

Previous Entry Share Next Entry
«Забота о себе»: как античные элитарии променяли любовь к мальчикам на «советский» семейный кодекс
гоню телегу
kornev
Мишель Фуко, знаменитый французский философ и идеолог нонконформизма, в начале 1980-х гг. написал примечательную книгу «Забота о себе» (третья часть серии «История сексуальности»). Эта книга крайне неприятна по своему содержанию для тех пропагандистов ЛГБТ, которые любят ссылаться на античность в оправдание различных оригинальностей в сфере сексуального поведения. Постоянно приходится слышать, что «великая античная цивилизация была сексуально раскрепощенной, би- и гомосексуализм там были нормой, а педофилия открыто восхвалялась величайшими философами и поэтами». Мишель Фуко, обильно цитируя авторов эллинистической и ранне-имперской эпохи, доказал, что античные интеллектуалы и высшие слои общества всю эту «радужность» благополучно переварили, отбросили ее в сторону и превратили «Золотой век» Римской империи в Золотой век строгой сексуальной морали, которая во многом была близка к последующим христианским, бюргерским и позднесоветским идеалам. А поскольку Фуко был открытым геем, подозревать его в тенденциозности из гомофобских побуждений затруднительно. Поэтому проповедники ЛГБТ, даже претендующие на некий «культурный кругозор», об этой книге предпочитают просто не вспоминать.

«Похоже, первые века нашей эры отмечены известным усилением темы строгости во всех отраслях моральной рефлексии, занятой проблемой сексуальной деятельности и сопровождающих ее наслаждений. Врачи, озабоченные последствиями такого рода практики, настойчиво рекомендуют воздержание и решительно отдают предпочтение девственности перед использованием удовольствий. Философы осуждают любые проявления внебрачной связи и предписывают супругам строгое соблюдение верности, без каких-либо исключений. И наконец, некоторая теоретическая дисквалификация очевидно затронула и любовь к мальчикам».


В течение четырех-пяти веков, если за точку отсчета брать эпоху Платона, этика сексуального поведения в античном мире претерпела весьма значительную эволюцию. На старте мы имеем поэтизацию педерастии и допустимость фактической полигамии для женатых господ. Использование господином домашних рабынь и обращение к любовницам и гетерам на стороне само по себе не считалось предосудительным, и жена имела основание жаловаться, только если это ударяло по семейному бюджету. При этом отношение мужа к супруге было «домостроевским», сугубо утилитарным. Жена - это «экономка», заправляющая домашним хозяйством, и «мать моих детей». На этом - все, никакой духовной и душевно-интимной составляющей супружеские отношения не предусматривали. И вот что мы получаем ко II веку нашей эры:

1) Прекратилось философское возвеличивание и поэтизация любви к мальчикам. Эти отношения, конечно, не стали рассматриваться как предосудительные, но утратили духовную надстройку.

2) Вместо этого произошло одухотворение отношений с супругой. Жена теперь не просто «экономка и мать семейства», но самый близкий друг на всю жизнь.

3) Возросла ценность моногамии. Абсолютная супружеская верность стала желательной и для мужчин, а не только для женщин, как ранее.

4) Возник культ добрачной девственности, и он распространился в том числе на мужчин. Идеальной стала считаться ситуация, когда у человека в жизни есть только одна возлюбленная (возлюбленный) на всю оставшуюся жизнь. «Новая Эротика строится вокруг симметрической взаимообратимой связи мужчины и женщины; главными ее ценностями становятся девственность и тот всеобъемлющий совершенный брачный союз, в котором девственность эта обретает свое завершение». Концепция «суженого»/«суженой» - единственного идеального партнера, «половинки», который предназначен человеку «от Бога», по-видимому, впервые в европейской истории сложилась в художественной литературе этого периода (в т.ч. «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона Афродисийского, «Левкиппа и Клитофон» Ахилла Татия и «Эфиопика» Гелиодора).

5) Одухотворение супружеских отношений и прославление моногамии повлияли даже на античных гомосексуалистов. Мимолетная педерастическая любовь, проходящая с взрослением мальчика, утратила поэтический ореол. Вместо этого стала возвеличиваться концепция «гей-брака» (говоря современным языком): сексуально-дружеских отношений на всю жизнь, «пока смерть не разлучит нас», в которых партнеры равноправны.

Вспомним, кстати, что Дмитрий Евгеньевич Галковский, в нашей с ним полемике о том, кто более развращен - римляне или американцы, ставил американцам в укор современный формат гомосексуализма. От «естественного» педофильского формата «мужчина и мальчик», американцы перешли к любви взрослых или даже престарелых мужчин, получив таким образом «извращение извращения». Оказывается, что и здесь они не оригинальны и, по сути, подражают древним римлянам, как и во многих других аспектах своей жизни. То есть, солидный «гей-брачный» гомосексуализм - не повод отрицать «римскость» Америки, а, напротив, еще одно оказательство этой «римскости» («поздне-римскости»). А вот прочие аспекты «сексуальной революции» в этом смысле контрпродуктивны. Галковский совершенно прав, когда пишет, что типаж «развратника» не совместим с эффективным отправлением господства и власти. Можно предсказать, что, с прогрессом «римского забронзовения» Америки, линия фронта в этой сфере переменится, и моногамные геи объединятся с моногамными натуралами, чтобы вместе противостоять адептам хаотичного разврата.

Крайне значимый нюанс: речь идет о философии элит. Тексты теоретиков медицины, философов и моралистов, которые анализировал Фуко, предназначены не для простонародья, а для образованной публики, для политической верхушки и состоятельных слоев общества. У нас в постсоветской России сложилось своеобразное понимание «элитарности», в ницшеанско-макиавеллическом ключе. Пропагандируемые этические нормы предназначены для обуздания «быдла», а элита стоит «превыше Добра и Зла» и смеется над «примитивной моралью рабов». Нарушение человеком всевозможных моральных норм и табу, в особенности связанных с сексом и насилием, - главная фишка современной «элитарности» и лучшее свидетельство принадлежности человека к этому кругу. Получается, что зрелая элита античного мира на пике его развития имела прямо противоположное представление о морали. Видимо, это одна из причин того, что наш мир до сих пор во многом скроен по ее лекалам.

Важно, что описанная трансформация произошла в рамках рационального светского мышления, вне каких-то религиозных предписаний, еще до того, как стало влиятельным христианство. Строгую сексуальную мораль обычно выставляют как следствие религиозного мракобесия либо первобытной примитивности и простоты нравов. А здесь она родилась в старом цивилизованном обществе, как результат рационального выбора утонченных и рафинированных умов. Это прогрессирующее утончение и рафинирование привело к тому, что интеллектуалы потеряли интерес к мальчикам, ко всей промискуитетно-педерастической азиатчине (которую нам сегодня «втирают» как нечто продвинутое, элитарное и ультра-современное), и изобрели европейский культ одухотворенного моногамного супружества, впоследствии подхваченный христианством.

Главным мотивом этой трансформации была, собственно, «забота о себе» (как и озаглавлена книга Фуко). Люди выбрали для себя лучшее, более полезное и более эффективное. Причем полезное не просто «для людей вообще», а именно для представителей элиты. Это именно и есть настоящая «Мораль Господ», - а не то, что вообразил себе несчастный лузер Ницше и его бестиальные интерпретаторы. Приведу еще одну цитату Фуко:

«У истоков такого рода модификаций сексуальной морали стоит не акцентуация форм недозволенного, не усиление запрета, а, скорее, развитие искусства существования, выстроенного вокруг вопроса о себе, о своей зависимости и независимости, об универсальной форме себя и той связи, которую можно и должно установить с другими, о процедурах, требующихся для того, чтобы осуществлять надежный самоконтроль, и о способе, каким можно установить полное господство над собой».


Ничего удивительного. Секс противоположен интеллекту. Секс (и все с ним связанное) является разновидностью опьянения. Поэтому, для интеллектуально развитых людей вполне естественно стремление если не полностью исключить секс из своей жизни, то хотя бы отвести ему строго определенное место.

Именно так. И Фрейд на свой лад отобразил эту мысль в теории "творческой сублимации". Но сегодня популяризируется противоположная мысль, что "распущенность способствует креативности" и т.п.

>превратили «Золотой век» Римской империи в Золотой век строгой сексуальной морали

Развалины Помпеи демонстрируют противоположное - не зря их не хотели раскапывать.

Помпеи погибли в 79 г., примерно за поколение до "Золотого века". И речь не идет о табуировании фривольных изображений или о запрете публичных домов, а об изменении в поведении элитарных слоев населения.

А, может быть, всё гораздо проще? Люди пытались предотвратить распространение болезней, передаваемых половым путем. В итоге, пришли к выводу, что лучше воздержания средства нет (контрацептивы тогда были на ином уровне). Под этот запрос появилась нужная мораль, но сейчас первопричина её внедрения исчезла, и маятник качнулся в обратную сторону.

Возможно, и это тоже повлияло. Но, судя по цитатам, приводимым Фуко, в те времена половые болезни (в т.ч. гонорею) связывали не с распространением заразы, а с общим истощением организма от сексуальных излишеств. Т.е. на уровне теории фактор болезни повлиял не на ограничение круга контактов, а на уменьшение их интенсивности и частоты.

линия фронта в этой сфере переменится, и моногамные геи объединятся с моногамными натуралами, чтобы вместе противостоять адептам хаотичного разврата
В одном американском сериале (по моему "тайная жизнь американских подростков"), есть эпизод, когда между двумя геями- подростками не случается секса так, как один из них демонстрирует..... "кольцо чистоты", то бишь до брака ни на полшишечики.

А произошло ли изменение в подходе к питанию? За римскими элитариями закрепился образ безудержных обжор, которые освобождают набитый желудок с помощью рвоты, чтобы жрать еще.
Если сексуальное поведение сменилось с дико-распущенного на строго-умеренное, то что происходило с гастрономическим?


В отличие от педерастии, обжорство и гурманство никогда не подвергались философической поэтизации, а наоборот, всегда и дружно осуждались античными теоретиками. Диететика и здоровый образ жизни всегда были сверхидеей эллинской культуры. Римское обжорство конца Республики ("пиры Лукулла"), видимо, феномен промежуточной стадии аккультурации, когда люди уже дорвались до господства, но еще не эллинизировались как следует, не окультурились. Впоследствии оно ассоциировалось либо с "плохишами" (в текстах Сенеки), либо со свежими выскочками "из грязи в князи" (см. пир разбогатевшего вольноотпущенника Трималхиона у Петрония).

Edited at 2017-11-01 09:37 am (UTC)

Вызывает интерес (с). Насколько коррелировало оное ужесточение нравов с ростом неизлечимых ЗППП среди элитариев и выхолащиванием наследных линий?

По-подробнее, пжл.

А вот о том, что владимир владимирович своего любовника Дмитрия Анатольевича сделал сначала президентом, а потом премьером, по-подробнее.

Re: По-подробнее, пжл.

Насчет Медведева не знаю, свечку не держал, но вот то, что все заукраинцы поголовно влюблены в Путина и только о нем и могут думать, это давно все заметили.

Действительное важный шаг

Мне, кажется вы несколько преувеличиваете реальность.
Наверное, просто получило сильное развитие в социуме и культуре лицемерие, стыд и т.д. (Что собственно очень даже неплохо).
А для элиты это очень важный шаг, одно из главных обособление от "норота":
"Мы все элитарии такие чистенькие и возвышенные, витаем в эмпиреях, все в белом, не то что эти быдло...ну просто животные, что с них взять/чего их жалеть ?"
Вот как то так...такая логика мне кажется.


Edited at 2017-11-01 11:05 am (UTC)

Помнится, еще киники Кратет и Гиппархия самым делом показали возможность осуществить брак по единомыслию и любви, что для античности было новостью и дикостью ничуть не меньшей, чем Диогенов целибат.




А откуда у Вас такие картинки, доктор?

"И вот что мы получаем ко II веку нашей эры"

Ну, до 2 века, судя по вашей же хронологии, нам еще далековато - у нас еще где-то начало 1 в. до Р.Х., время Мария-Трампа и Суллы в юбке. Так что впереди у нас новый Катилина, новый Цезарь (в соседней стране уже есть один претендент на оного, просто совпадает одна деталь в биографии в молодости), новый Помпей и новый Клодий, а затем новые Антоний и Клеопатра (неужели какая-нибудь правправнучка бабы Лизы, а может, внучка Ксюхи Собчак или Наташи Поклонской на престол русский взгромоздится). Так что и на нас, и на сыновей наших, и на внуках попкорна хватит еще.

Представил, как ихние моногамные геи объединяются с нашими моногамными натуралами (или наоборот?) и выступают единым фронтом против промискуитетно-педерастической азиатчины...
Кстати, у кого это я читал, что гомосексуализм в Элладе это была "персидская мода"...

Как человек, имеющий непосредственное отношение к ЛГБТ, ответственно вам заявляю - Фуко придуривается, а вы ему верите.

...legion в Мюнхене

Видел в Мюнхене малюсенькую изящную наклеечку "Нас легион, мы всесильны".

Пока в Мюнхене сдерживают пидарасов-жидов-чурок.

Можно заметить, что в Риме указанного вами периода происходили и другие процессы, почему-то, правда, всегда направленные в одну сторону.

Например, радикально сменился погребальный обряд (в основном как раз у знати): от кремации перешли к мумификации с мавзолеями и катакомбами. Очень сомнительно, чтобы это было связано с «заботой о себе».

Если здесь «забота о себе» и была, то, как раз, не физического, а скорее метафизического свойства, которое Фуко, по понятным причинам, предпочел не заметить.

В Риме Империи что-то происходило такое, что привело к тотальному краху и гибели.

Причина этого как раз в этой самой «заботе о себе», которую вы описываете.

Чужой отложил яйца в мозг сапиенса, впрыснул наркотик, чтобы не было больно, и чтобы мир вокруг волшебно преобразился.

Вот люди и «заботились». Только не о себе, а о ком то другом.

Боговдохновенность Священного Писания

Вопрос достаточно простой: признается или не признается боговдохновенность Священного Писания. Из этого решения всё остальное.

4 ноября - День Русского Разума - День Русского Единства - День Всенародного Единства

1. 4 ноября как День народного единства символизирует единство народа против смуты. Но надо смотреть глубже - да, хорошо, что смогли объединиться против поляков, но при этом умалчивается о двух русских бедах:
а) Русская междоусобица - "мы друг друга едим, и тем сыты".
б) Русское ожидание "жареного петуха": вместо предотвращения смут - пирровы победы в них.

2. Корень этих двух проблем - русская иррациональность ("Умом Россию не понять"). Академик Павлов с научных позиций (физиология) объяснил в лекции "О русском уме" русскую междоусобицу (принципиальную нетерпимость к чужому мнению) слабостью русского мышления:
"Я помню мои студенческие годы. Говорить что-либо против общего настроения было невозможно... Они не политические противники, а именно враги. Стоит кому-либо заговорить не так, как думаете вы, сразу же предполагаются какие-то грязные мотивы, подкуп и т.д."
Таким же образом он объясняет и русское неумение предотвращать беды (нежелание вникать в их причины заранее в надежде на авось-потом-как-нибудь):
"Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит. Он не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец... Вообще у нашей публики есть какое-то стремление к туманному и тёмному."

3. Таким образом, основа и народного единства, и предотвращения смут - это рационализация русского мышления. Рациональным людям легче договориться - им не мешают личные амбиции, обиды, догмы и т.д. Им легче сойтись в поиске верного пути (верят в то, что нравится - знают то, что есть: истина одна - лжеистин много).
Им легче бороться со смутами - они вникают в причины смут заранее и принимают меры, не откладывая на потом (понимая, что предотвратить смуту проще и безопаснее, чем победить в ней) .
Особенно наглядна русская иррациональность на примере трёх смут за последние сто лет - 1917, 1991 и 2014. Тем более, что Россия стоит на пороге четвёртого обвала.
Русская дурь - это не глупость, а дурной характер, а значит, поддаётся лечению:
http://evolution-march.livejournal.com/1452097.html
Академик Павлов это подтверждает:
http://evolution-march.livejournal.com/1588947.html
То есть, праздновать 4 ноября только как День народного единства и победы в смуте - это слишком поверхностно (опять чисто по-русски!). Смотреть нужно в корень - праздновать 4 ноября как День Русского Разума. Ради работы над русскими ошибками - недопущения смут в дальнейшем. Не тупо восхищаться Мининым и Пожарским - а вникать в то, почему русские вообще допустили смуту и почему им так трудно было объединиться.

4. 4 ноября стал ещё и стихийным Днём Русского Марша. И здесь те же проблемы - Русский Марш раздробился на несколько частей, враждующих друг с другом. При этом ни одна из этих частей не призывает к предотврашению назревающей смуты - наоборот, все так или иначе работают на её приближение:
http://evolution-march.livejournal.com/1596851.html
В итоге - идеологический тупик и политический отстой. И это в ситуации, когда русскому народу (раздробленному по идеологическим, социальным, политическим и другим признакам) срочно нужно объединяться для предотвращения новой смуты - время не ждёт, экономический кризис поджимает.
То есть, и русский национализм нуждается в Дне Русского Разума - в рационализации-оздоровлении Русского Марша. Здраворусский Марш - это духовный аналог ополчения Минина и Пожарского (вместо иноземцев - русская дурь):
http://natur-christ.livejournal.com/62484.html

Окончание:
https://evolution-march.livejournal.com/1597025.html

Форточку 4 нбр закрыли.

Сурков приотрыл форточку русского движения (как так случилось!!!) и её закрыли.

Только не надо, ПОЖАЛУЙСТА, о единении поткиных с абрамянами.

Edited at 2017-11-06 11:21 am (UTC)