Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Category:

«Верните меня обратно…»

Любопытная полемика об идеалах советского времени между двумя динозаврами (в хорошем смысле) – Константином Крыловым и Сергеем Калугиным.

Тезис Крылова --- Антитезис Калугина

Калугин, в целом, прав. Светлые ощущения у тех, кто застал 70-е, связаны не с «идеалами» как таковыми, а с инфантильной нирваной той эпохи. Но только эта фиксация на детском и подростковом возрасте не есть какая-то специфика СССР. Продукты западной массовой культуры того времени оставляют ровно такое же ощущение. Да и современной - тоже. Кстати, вытеснение смерти из повседневности – это не советское изобретение, Бодрийяр эту черту зафиксировал именно на примере западного общества. Книга «Символический обмен и смерть» написана как раз в 1976 г.

Но и Крылов тоже прав, а Калугин слишком высоко поднимает планку. Большинство людей в любом обществе идеалы получает уже готовыми, а не вырабатывает их в ходе самостоятельного духовного поиска. Так что совсем отрицать «советские идеалы» нельзя. Идеалы в позднем СССР несомненно были, хотя всерьез принимались, конечно, далеко не всеми. Я даже могу перечислить основные:

1) Культ науки и техники, образования, оптимистический сциентизм. Наука и техника – это здорово, это круто. «Ученье – свет, а неученье - тьма». Нужно учиться, быть любопытным, читать научно-популярные книжки, конструировать, моделировать, «химичить», - и это благо само по себе.

2) Вера в индустриальный прогресс, в предназначение человека как Строителя Будущего. Космос, токамаки, гигантские плотины, великие стройки, освоение неосвоенных земель и т.д. и т.п.

3) Деятельное и всеохватное человеколюбие. Падающего не толкай, а поддержи. Слабого – защити. Голодного – накорми. Сонного – разбуди. Неверующего – обрати. Лишних людей у нас нет. «Не умеешь – научим, не хочешь - заставим. Но точно не бросим». В этом, конечно, много назойливости, но в стране с экстремальным климатом – это штука не лишняя.

4) «Сознательность», примат общественных интересов, государственный подход. Горизонт ответственности расширяется до предела, до всей страны. Нечто прямо противоположное максиме «моя хата с краю». В идеале ты должен переживать за все, заботиться обо всем, от Балтики до Курил.

5) Культ труда, трудового послушания, «службы». Человек должен трудиться, работать, служить, приносить пользу стране и людям, не чтобы заработать денег, а вообще, потому что это правильно. А быть бездельником – это не правильно. Спекуляция, торговля за труд не считается.

6) Культ здоровой семейной жизни. Вся эротика направлена в семью. Абсолютная анафема извращениям и излишествам.

7) Культ счастливого детства. Дети – это особые люди, для которых взрослые должны создавать некое подобие «реального коммунизма».

8) Дружба и братство народов СССР, а также всех людей доброй воли на планете, независимо от рас и национальностей.

9) Культ самопреодоления, Подвига. Бросить вызов собственным слабостям во имя Победы или Свершения – это здорово, это хорошо. Преодолеть инстинкт самосохранения во имя других людей или страны в целом – это круто, этим нужно гордиться.

10) Меритократия по-советски. Сумма заслуг перед обществом конвертируется если не в доход, то в уважение, в статус, в какие-то бонусы (квартира и т.п.). Если человек на хорошем счету, это дает ему дополнительные степени свободы и дополнительную защиту от жизненных неприятностей. Например, сегодня каждого могут осудить по любой статье, независимо от того, чем человек является в целом. В советские времена за хорошего человека боролся трудовой коллектив, принималось в расчет мнение окружающих.

11) «Советская гордость». Вот такие мы гордые, самодостаточные, стоим на своем, блестящими игрушками нас не заманишь и с толку не собьешь.

Откуда взялись эти идеалы? Разумеется, они были выдуманы не самими советскими людьми. Они выращивались в течение всего русского XIX. Это довольно сложный синтез идеологии Просвещения, руссоизма, социалистического утопизма, специфического материализма второй половины XIХ века, и все это адаптировано к русской крестьянской ментальности.

С этими идеалами есть один тонкий нюанс. Можно сказать, что это все – мираж государственной пропаганды. Что они рассыпАлись при соприкосновении с жизненной рутиной. Не спорю. Но это не «голая» пропаганда, как сегодня. Создавалось ощущение, что в обществе действительно есть много людей, которые эти идеалы воспринимают всерьез, и если не всегда им следуют, то, по крайней мере, считают такое следование нормой, а от личного несоответствия идеалам испытывают внутренний дискомфорт. Другими словами, эти идеалы были живыми, действующими.

Мое собственное мнение об истоках ностальгии по СССР – см. здесь:

http://kornev.livejournal.com/34838.html

А следующий текст отчасти помогает почувствовать «инфантильную нирвану» той эпохи (полезно для тех, кто ее не застал):

http://kornev.livejournal.com/7070.html
Tags: СССР, пропаганда
Subscribe

  • Общая победа «белых» и «красных»

    С голосованием по Феликсу Эдмундовичу Невскому получилось смешно: гиперактивность «красных» и атараксия «белых» вместе сработали на единый результат…

  • Где ветераны Навального?

    «Процесс ветерана», похоже, откроет новое направление бизнеса. Теперь любую мошенническую схему можно прикрыть ветеранами, а при обвинении в…

  • Луч света в темном царстве

    Н.А. Добролюбов (1836-1861) о текущем моменте (из статьи «Луч света в темном царстве»): «Но — чудное дело! — в своем непререкаемом,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments