Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Зомби-апокалипсис по ту и по эту сторону экрана

Снова об «Игре Престолов». В предыдущей заметке я объяснил, что в финале, который внезапно получил этот сериал, есть своя логика. Но, конечно, чтобы провести эту логику органично и правдоподобно, между 3-й и 6-й сериями надо было вставить еще парочку сезонов. Нельзя поспорить с тем, что поклонникам сериала, по факту, действительно плюнули в лицо, цинично и демонстративно. И люди, сквозь слезы, задают недоуменный вопрос: почему? (По ссылке можно найти хороший пример такого недоуменного вопрошания). Зачем по-идиотски загонять ниже плинтуса удачный проект за пять минут до его триумфального завершения, когда нужно было не выеживаться, а просто «крутить педали»? Это же не Российская Империя в феврале 1917 года, а Америка, Голливуд, где для людей интересы бизнеса - превыше всего. Репутация, популярность, деньги, - казалось бы, при таком отношении к лояльным потребителям все это попадает в зону риска. Почему воротилы кинонаркобизнеса не боятся, что «народ от них отвернется»? Напрашивается неприятный ответ: потому что в глазах владельцев бизнеса, типичный «любитель сериалов» - это настолько жалкий, зависимый и забитый человечишко, что об него можно, весело гогоча и поплевывая в лицо, вытирать ноги. Ибо он наркоман по сути своей, и от наркодилера ему никуда не деться. В конечном итоге, «за дозу» он согласится на все.

Кто вообще смотрит сериалы? Не отрывками по диагонали, чтобы получить общее представление, а «в реальном времени», смакуя, из серии в серию. Понятно, что это люди, которым некуда девать свое время. Жизнь которых настолько потеряла смысл и обесценилась, что хозяин преспокойно сливает в унитаз целыми бочками свои «неповторимые мгновенья». Пассивно наблюдать за жизнью других людей ему гораздо интереснее, чем проживать свою собственную жизнь. Смысл любого сериала, даже сюжетного, событийного, - это бесконечная жвачка ради самой жвачки, которая позволяет защититься от никчемности собственного существования. Такая жвачка требуется человеку сломленному, ненужному, отставному. Поэтому первыми в нашей стране сериалы полюбили старушки на пенсии. Молодые хипстеры влились в эту теплую компанию уже несколько позже.

Мы уже привыкли к тому, что компьютерных игроманов упрекают в том, что они «сливают свою жизнь в унитаз». Но в игре человек все-таки живет, действует, принимает решения, проявляет активность. Пусть эта жизнь ненатуральна, но она хотя бы похожа на жизнь. К тому же в сетевых играх люди взаимодействуют и общаются друг с другом, и это общение реально на 100%, несмотря на виртуальные декорации. Не то – фанат сериалов. В лучшие минуты своей жизни – минуты просмотра - он ведет даже не животное, а растительное существование. Словечко «овощ» - как раз об этом. По канонам классического человека, каким он был еще в XIX веке, зритель сериала – это не вполне живой человек. В некоторых культурах мира, наблюдение за жизнью живых людей, при полной собственной бездеятельности, - это основное занятие покойников в потустороннем мире. Получается, что «сериальщик», как философ у Платона, занят «приготовлением к смерти». Еще не умер – но уже и не живет. Это «полузомби». И если киношные зомби одержимы желанием жрать чужие мозги, то «сериальные зомби» поедают испражнения чужих мозгов.

В инете можно найти кучу тестов на тему «Кто вы в Игре престолов?» Ответив на несколько несложных вопросов, человек получает право вообразить себя Джоном Сноу или Арьей Старк. Но, как вы уже догадались, самым верным изображением большинства фанатов сериала являются пресловутые «белые ходоки». Зомбированные мертвецы. Реальный зомби-апокалипсис выглядит именно так: зомби смотрят фильмы про зомби. И он уже наступил. (Смутно припоминаю: кто-то об этом уже говорил, кажется - Сергей Морозов).

Получается, что финальная битва в 3-й серии – это битва между зрителями сериала и его все еще живыми героями. Зрители-зомби, всей своей многомиллионной массой, внезапно хлынули в прореху телеэкрана, под личным предводительством Джорджа Мартина. И поскольку битва зрителями была проиграна, а Джордж Мартин – показательно зарезан, то победители получили законное право делать с сериалом все что угодно. Они этим правом и воспользовались. Не случайно, именно после 3-го эпизода сериал окончательно пошел вразнос.

Похоже, задумка авторов последнего сезона - наладить некую гармонию заэкранного и предэкранного зомби-апокалипсиса. Зомби за экраном – активны, деятельны, интересны. Почему бы, для симметрии, не расшевелить зомби, застывших перед экраном? Пусть они тоже бегают, суетятся, щелкают зубами, воют от злобы. Скомкав концовку сериала и превратив сюжет в посмешище, авторы этого и добились. Зомби очнулись, стали возмущаться и писать петиции. Примитивную поделку массовой культуры авторы, таким образом, превратили в подлинный шедевр «современного искусства».

Но никаких последствий за рамками искусства, конечно, не будет. Если вы зомби, полумертвец, то всем наплевать на ваши хотелки. В конце концов, и вам наплевать, потому что самый большой ваш страх – невозможность и далее оставаться зомби. Все понимают, что если мертвяк отвернется от одной зомби-кормушки, то неизбежно прибьется к другой, ибо жажда чужих мозгов неутолима.

Есть, конечно, и другой распространенный тип любителей сериалов: не зомби, а скорее «призраки». Когда человек использует любимый сериал просто как фон, при этом работая или занимаясь повседневными делами. Или иногда «подпитывается» от него, чтобы получить заряд позитива. В этом случае все не так печально, как в предыдущем. Человек хотя бы живет. Но если вам приходится заслоняться сериалом от вашего реального жизненного фона, то понятно, что с вашими тараканами тоже не все в порядке. Не хочу разыгрывать из себя великого психолога, но даже непрофессионалу очевидно, что Вы, скорее всего, внутренне одиноки, несчастны, ощущаете свою чужеродность окружающему миру. Этот сериал, с его миром и его героями, для вас – заместитель «Дома», «Семьи», «Друзей», «Счастья». Сериал играет роль якоря, который привязывает вас к вашей жизни, к реальности. Без этого якоря вас, возможно, унесло бы ветром. Потому я и называю таких людей «призраками». Они живут как бы между двумя мирами: идеальным миром любимого сериала, где все замечательно, и нашим материальным миром, полным дерьмища.

В «призрачном формате» чаще всего используются позитивные сериалы. В прежние времена это были «Друзья», «Клиника» и т.п. Сериалы типа «Игры престолов», с кровищем и дерьмищем, для этого подходят плохо. В данном случае мы все-таки имеем дело не с призраками, а с настоящими зомбаками.

Многие люди жалуются, что в последние годы резко упало сюжетное качество и осмысленность блокбастеров и сериалов. Может быть, дело в том, что создатели научились «спрямлять углы» и давать публике именно то, что она хочет на самом деле? Они как бы опускают шланг с пищевой баландой прямо в желудок, минуя вкусовые рецепторы. Сериалы теперь сразу взаимодействуют с нутряной зомби-природой киноманов, или с их призрачной природой, оставляя в стороне ненужную мишуру. А возмущаются – не вполне типичные особи, которые, по-старинке, пытаются все это хлебово пробовать, смаковать, а не тупо получать через клизму.
Tags: кино, культурная политика, культурология, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →