Сергей Корнев (kornev) wrote,
Сергей Корнев
kornev

Categories:

Правильная школьная программа

В связи с очередной инициативой Минобраза в ЖЖ разгорелась дискуссия о преподавании высшей математики в школе. Математика, безусловно, необходима. Но при составлении школьной программы нужно оценивать следующие вещи:

1) Понять, в каком объеме она действительно нужна для будущей жизни и карьеры 90% школьников (для остальных – составить программу усиленного обучения и обязать в каждой школе завести спецклассы).

2) Понять, насколько адекватно справится с преподаванием этой программы корпус педагогов. Например, если мы уверены, что 95% школьных учителей математики не способны полноценно преподавать дифференциальное и интегральное исчисление, то введение этих тем в общеобязательную программу – глупость и преступление. Сначала нужно подготовить педагогов, а еще раньше – замотивировать их должным образом (зарплату повысить и т.п.)

3) Внимательно изучить «Плач математика».

4) Подумать не только о математике, но и здоровье детей. Математика в голове у больного человека ничего не даст ни ему, ни обществу.

5) Не зацикливаться на прививании конкретных знаний, а готовить полноценного дееспособного гражданина. Вспомним, что расцвет математики в позднем СССР не спас страну от загнивания и развала. (P.S. - вот здесь та же мысль развивается более остро, пикантно и понятно)

А вообще, КМПВ, я бы предложил следующее распределение учебного времени, скажем, для 12-14-летних детей. Это, конечно, набросок, а не догма, так что если волосы встанут дыбом – просто причешите.

Допустим, всего 40 учебных часов в неделю (6 дней по 6-7 уроков). При этом 17 часов из них («ЗОЖ»)– это скорее релаксация, чем занятия.

5 часов – «Русский язык и русская речь»
1) Орфография, пунктуация, начатки филологии.
2) Владение жанрами письменной и устной речи. Никаких «сочинений», а только реальные жанры: доклад по теме, заметка в газете, выступление перед аудиторией, культурное ведение полемики и т.д. Домашнее задание – тренировка в блогах.

Преподавание литературы как таковое отсюда вообще переводится в «ЗОЖ» (см. ниже).


5 часов – «Английский язык и глобальная культура»
1) Собственно английский язык.
2) Ликбез по ключевым «мемам» современной англоязычной глобальной культуры. Не только для того, чтобы дети были «в контексте», но и чтобы правильно (скептически, без подобострастия) относились к этим «мемам».
3) Серфинг по англоязычному Интернету, реальное общение в англоязычных блогах.


5 часов – «Математика и логика»
1) Алгебра и геометрия.
2) Логика и дискретная математика, алгоритмы.
3) Приложения математики: красивая и интересная научно-популярная демонстрация на тему использования математики в реальной жизни: экономика, архитектура, искусство и т.д.


5 часов – «Естественные науки»
1) Физика и физические науки.
2) Биология.
3) Химия.
4) «Наука и жизнь»: красочный, популярный и стимулирующий рассказ о последних открытиях науки и новинках техники, а также о фантастических перспективах. В ключе сайта http://www.membrana.ru


3 часа – «Общество и политика»
1) Устройство человеческого общества, государства, в трактовке Д.Е. Галковского
2) Мировая история в трактовке Д.Е. Галковского
3) История и особенности России, с акцентом на XIX век, в трактовке Д.Е. Галковского
4) Экономическая география и глобализация
5) Тренинг по полемике на социальные, общественные, политические темы. Критический разбор публикаций СМИ. Дети «играют в парламент», моделируют ситуации из истории, выступают с докладами, дискутируют в блогах, совместно атакуют площадки различных политических партий и общественных движений.


17 часов – группа дисциплин «Здоровый образ жизни и социальная адаптация»

1) «Твое здоровье» (10 часов): особый курс, совмещающий теорию, физические нагрузки, социальный тренинг, практикум выживания + перерыв на здоровое питание (не входит в тайминг). Его ведут сразу несколько педагогов-специалистов.
- Теория: основы физиологии; правильное отношение к собственному организму; правильное питание; поддержка физического тонуса; оценка собственных физических возможностей в той или иной ситуации; начатки медицины; массаж; самопомощь и первая помощь.
- «Забота о себе»: оздоровительная физкультура, бассейн, подвижные игры на свежем воздухе; приготовление пищи, поедание пищи.
- Социальный тренинг: обучение солидарному, командному поведению, здоровым отношениям в коллективе, разрешению конфликтов, на примерах командных видов спорта и сетевых компьютерных игр.
- Практикум выживания: правила безопасности в городской и загородной среде; правильное реагирование в критических ситуациях; единоборства и начатки самообороны без оружия; основы владения холодным и стрелковым оружием, включая практический тренинг (отработка реальных ситуаций: «девушка и хулиганы» и т.п.).

2) Управление временем и информационная гигиена (1 час).
- Обучение начаткам планирования и продуктивного использования собственного времени. За основу можно взять «Тайм-драйв» Глеба Архангельского.
- Технология усвоения новых знаний. Обучение навыкам поиска и систематизации информации.
- Грамотное ориентирование в Интернете, «сетевая гигиена».

3) Прикладное краеведение (1 час).
Изучение родного региона как единой системы. Обо всем понемногу: экономика, экология, население, культура, персоналии. Проблемы региона и пути их решения. Игровая симуляция на тему «Мы управляем регионом» в стиле «Сим Сити». Подталкивание детей к региональной гражданской активности, для начала – в сети Интернет. Конкурсы на тему «Что полезного я сделал для города» и т.п. Часть уроков может проводиться в виде прогулок по городу, акций на благо города.

4) Человек и мир (экологическое воспитание личности) (1 час).
Детям рассказывают об основных философских, религиозных и антропологических концепциях под общим соусом экологизма, любви к природе и родному краю. Прививают интерес к изучению природы в качестве хобби, к досугу «наедине с природой», к таким авторам, как Пришвин, Онегов, Даррелл. В хорошую погоду занятия проводятся обязательно на природе, в плохую – в школьном ботаническом саду под крышей, или хотя бы в «аквариумной комнате».

5) Мировая и российская культура (2 часа + домашнее чтение)
- Знакомство с историей культуры в легком ознакомительном формате, включая литературу, изобразительное искусство, музыку.
- Домашнее чтение. Учитель дает рекомендуемый список книг, фильмов, аудиозаписей, интернет-галерей. Дети знакомятся с ними дома и обсуждают на уроке в свободном формате.
- Посещение музеев, концертов.
- Стимулирование собственного творчества детей.
Основная задача этого курса – не начетничество, а развитие у детей вкуса к содержательной и качественной культурной продукции и внушение отвращения ко всякому мусору.

6) «Своими руками» (1 час).
Научение полезным навыкам для жизни в городской среде: как починить кран, сделать ремонт в квартире, собрать компьютер, смастерить что-то из подручных материалов в стиле программы «Очумелые ручки». По ходу дела можно также разбирать бытовые приборы и смотреть, «что там внутри». Цель – развитие не только практических навыков, но и сообразительности, изобретательности. Особый акцент – на технику безопасности.

7) Управление досугом (или «хоббиведение») (0,5 часа – 1 урок в 2 недели).
Цель – пробудить у детей интерес к каким-нибудь занятиям, хобби, играм, моделированию, к изучению научно-популярной литературы, чтобы ребенок увлекся чем-нибудь полезным и развивающим, научился занимать свой досуг. По ходу занятий детям демонстрируют разные хобби и увлечения в максимально «аппетитном» формате. Рассказывают о космосе, о динозаврах, о чудесах науки и техники. Вывозят в зоопарк, в планетарий. Идеально, если в школе есть кружки по интересам, к которым ребенок может присоединиться.

8) Шоппинг (0,5 часа – т.е. 1 урок в 2 недели).
Научение правильному потребительскому поведению. Как выбирать товары разных категорий, как рассчитывать свой бюджет, как избавляться от влияния рекламы, как защищать свои права потребителя. Практические занятия в супермаркетах.

P.S. Время на «Правильный Шоппинг», пожалуй, надо увеличить. Наивные люди не понимают двух вещей:

1) Потребление для современного человека - это одно из ключевых занятий в жизни, хотим мы этого или не хотим.


2) Давление рекламы на мозг человека, тем более ребенка - колоссально и неконтролируемо. Это каждый день - десятки, если не сотни, рекламных сообщений. Плюс «продакт плейсмент» в телепередачах. Тотальная промывка мозгов.

Обязательно нужен продуманный практикум, научающий человека эффективно контролировать эту часть жизни и минимизировать давление рекламы. Хотя бы – замечать и отсекать рекламные импульсы. Забивать рекламу прагматикой.

P.P.S. На всякий случай добавляю идеологию (цель) данной программы. Это - главное, а в предложенной реализации, может быть, действительно есть перекосы.

1) Акцент на социальную адаптацию, стимулирование гражданской активности и умение ориентироваться в современном мире.

2) Детей с определенного возраста (научились читать и считать) надо скорее учить самостоятельному обучению, умению сознательно искать и перерабатывать информацию, чем просто наполнять знаниями.

3) Реально полезные знания - это те, которые остаются в голове через 15 лет после окончания школы. Все остальные - ненужный балласт. Но тут проблема - подготовка в вузы. Поэтому в целом приходится идти на некий компромисс, плюс, неизбежно - факультативы и спецклассы для углубленного изучения отдельных предметов.
Tags: образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments