Организаторы этой системы, мыслящие по советским шаблонам, не понимают, насколько серьезный подарок всевозможной оппозиции и зарубежным спецслужбам они собираются преподнести. Учитывая степень коррумпированности современных правоохранительных органов, можно ожидать, что все эти «Черные Списки», с миллионами фамилий и телефонов, с подробнейшей картографией идеологических предпочтений граждан, будут доступны каждому желающему. Их можно будет «купить за 100 рублей на Горбушке». И ПЕРВЫМИ, КТО ПОБЕЖИТ «НА ГОРБУШКУ» ЗА ЭТИМИ СПИСКАМИ, БУДУТ ДЕЯТЕЛИ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ОППОЗИЦИОННЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ. ВТОРЫМИ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОСОЛЬСТВ И ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦСЛУЖБ.
Таким образом, скрещивание саморефлексирущего гиперинформационного общества с разваливающейся архаичной системой контроля образует гремучую смесь. Неуклюжие попытки «поставить все под контроль» и «навести тишину» приведут к прямо противоположному эффекту: резкому ускорению политических процессов. Вместо трудной и затратной работы по выявлению сочувствующих, партийному активисту надо будет лишь выбрать из бесконечного «Списка» близких по убеждениям граждан и спокойненько их обзвонить. Столь же простой становится работа зарубежных резидентов, выискивающих потенциальных агентов влияния.
Помимо ценной информации, эти списки будут оказывать и непосредственный стимулирующий эффект. Гражданину, уже попавшему в «Страшный Список» за случайную фразу на интернет-форуме, будет гораздо легче решиться на более активное участие в оппозиции. «Чувак, ты все равно уже под колпаком спецслужб. Мы тебя хоть защитим. Хоть не зазря пропадешь».
Любопытно, что активное использование оппозицией этих «списков всех, кто с пипиской» позволит властям, в свою очередь, оказывать обратное влияние на политику. В оппозиционной среде станет естественным вопрос: «Если ты такой крутой, то почему не в Черном Списке?» Манипулируя зафиксированным в списках «уровнем опасности» того или иного активиста (т.е. «длиной его пиписки»), власти смогут влиять на его авторитет. Таким образом, будет развиваться специфическая категория «Оппозиционеров в Законе». Заметим, что это даст новой спецслужбе дополнительный ресурс коррупции. Можно представить ситуацию, когда оппозиционный лидер будет платить милиции баблосы за то, чтобы его «рейтинг опасности» в списках подняли до максимума. И все будут довольны.