Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

гоню телегу

Россия как «Европа 4.0» и как «остров доктора Моро»

«Манифест Богомолова», активно обсуждаемый на всех площадках Рунета, вызвал у меня слезы ностальгии по ранним 90-м и поздним 80-м, когда жанры культурологии и политинформации нередко сливались до полной неразличимости, в чем была особая прелесть. И хотя самой по себе идее «Вечно Загнивающего Запада» уже не одна сотня лет, ее нюансировка, представленная автором, - а именно, предложение построить вместо этого свой собственный «Запад» с блэкджеком и… , относительно молода. Концепция «Россия как Новая (Старая) Европа, на замену негодной Старой (Новой) Европе» интересна тем, что в нее возможен заход с разных полюсов традиционного отечественного дискурса, - и с «западнического» и со «славянофильского». Богомолов (как и «русские правые» до него) пришел к ней с позиции «разочарованного западника», но еще раньше к ней обратились «обнаглевшие славянофилы» (не буду ходить далеко, дам ссылку на собственный опус 1999 года). Словом, эта идея, подобно распутной девке, уже прошла полный круг по разным политическим тусовкам, и перед тем, как попасть на суд леволиберальной интеллигенции, успела изрядно порезвиться даже в кремлевских апартаментах (в 2020 г. она уже вовсю использовалась официозом как дежурная речевка по дежурным поводам, см. пример). В этом смысле критика Богомолова со стороны леволиберальной публики не удивляет, хотя в концептуальном отношении она не достойна упоминания, и ответить на нее можно буквально парой слов («Ок, дауны»). Но и правые тоже обижаются на Богомолова, и вполне заслуженно: он использовал элементы их дискурса без ссылок, представив как продукт собственного сумрачного гения. В этой среде многие на него ополчились, особенно рекомендую отповеди Лорченкова, Колосова, Просвирнина и Микапрока. Collapse )
гоню телегу

Луч света в темном царстве

Н.А. Добролюбов (1836-1861) о текущем моменте (из статьи «Луч света в темном царстве»):

«Но — чудное дело! — в своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что всякие законы и логику, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему, все хорошо ...А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь ********; но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы они уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые *******, чувствуя, что есть сила выше их, которой они одолеть не могут, к которой даже и подступить не знают как. Они не хотят уступать (да никто покамест и не требует от них уступок), но съеживаются, сокращаются; прежде они хотели утвердить свою систему жизни навеки нерушимую, и теперь тоже стараются проповедовать; но уже надежда изменяет им, и они, в сущности, хлопочут только о том, как бы на их век стало... Даже решимости наступить на прямую, открытую борьбу в них нет; они только стараются как-нибудь обмануть время да разливаются в бесплодных жалобах на новое движение. Жалобы эти всегда слышались от стариков, потому что всегда новые поколения вносили в жизнь что-нибудь новое, противное прежним порядкам; но теперь жалобы самодуров принимают какой-то особенно мрачный, похоронный тон».
гоню телегу

Трибун споткнулся о ветерана

Навальный, все-таки, очень неровный персонаж. Иногда ведет себя как полноценный взрослый политик, а временами – как «токсичный блогер», «отпетый жежист». Наблюдая за ним, становится понятно, почему его древнеримского коллегу, Тиберия Гракха, при всей его популярности и благородных мотивах, римские старички в итоге забили насмерть ножками от скамеек. «Дело ветерана» - хрестоматийный пример, когда человек, правый по существу, в имиджевом плане сам себя закапывает. Collapse )
гоню телегу

Моральная победа Света над Тьмой

Мне кажется, ситуация с приговором Навальному даже у большинства умных охранителей должна вызывать крайнее недоумение. В этом смысле проявление «чувства полной удовлетворенности» по поводу «трешечки» выглядит как симптом недалекости, а не только политическая позиция. По сути, власть своими руками подтвердила все те «революционные мемы», которые в последнее время продвигают Алексей Анатольевич и его благородные сторонники (которых, похоже, уже следует уважать и слегка бояться). Давайте разберем их по очереди. Collapse )
гоню телегу

Демократическая оппозиция, Дед Мороз и «красные бабки»

Повсеместно обсуждаются перспективы недавних протестов, вероятность «майдана». Люди спорят, чьим преемником на самом деле станет Навальный – Путина или всего лишь Зюганова с Жириновским. Но за этими тактическими и не столь уж важными темами почему-то не обращают внимания на фундаментальный сдвиг реальности. Российская «оппозиция за демократию и гражданские права» отныне существует в принципиально ином глобальном ландшафте, чем было еще год назад. Еще год назад эта оппозиция могла не ограничиваться критикой или пожеланиями, а указывать туда, где ее идеал был более-менее воплощен в реальности (как всем казалось), и это сразу ломало дискурс оппонентам. Одно дело - мечтать о воображаемом Деде Морозе, выслушивая нотации, что это всего лишь детская фантазия, невозможная в реальном мире, и совсем другое дело – иметь возможность указать на реального Деда Мороза с мешком реальных подарков. «А что вы понимаете под честными выборами?» - «Как в США!». «А что вы понимаете под гражданскими правами?» - «Как в Евросоюзе!» Столь же легко было укорять местные власти в подавлении свободы слова, которую в свободных странах можно было вкусить, даже физически находясь в России, проникнув в тамошние интернеты, на такие площадки, как Фейсбук или Твиттер, дающие каждому право высказаться и быть услышанным. И вот, все это растаяло, как снег. Честные выборы в Америке (вместе с верой в американское «гражданское общество») смыла «борьба с Трампом». Гражданские права в Европе (вместе с верой в европейское «гражданское общество») смыла борьба с ковидом. А сфера «свободы слова», в том числе в Интернете, в «свободном мире» сжимается из года в год уже довольно давно, под давлением «единственно правильной» риторики. Дошло уже до того, что многие вещи, которые люди свободно обсуждают в стонущей от несвободы России, резиденту США или ЕС обсуждать боязно и рискованно. «Дед Мороз» Свободы развоплотился. Collapse )
гоню телегу

Великая американская теократия и преждевременная смена религии

Многие сегодня проводят параллель между ситуацией в США и советским тоталитаризмом или миром «1984» Оруэлла, прежде всего в плане подавления свободы слова и борьбы с инакомыслием. Но есть важное различие: в СССР и в мире «1984» попранием свобод и преследованием за «мыслепреступления» занималось государство и приравненные к нему структуры (правящая партия). В Америке же одной из жертв стало само Государство, его исполнительная власть в лице абсолютного легитимного президента. А в роли «Старшего Брата» выступило, по сути, Гражданское Общество. То есть, сеть негосударственных организаций, частных медиакорпораций, публичных авторитетов и гражданских активистов. Конспиролог, быть может, возразит, что свергло Трампа и ограничило гражданские права половины Америки не Гражданское Общество, а некое «Глубинное Государство» (“Deep State”), однако эта сущность не является формально-бюрократической и юридически признанной, и сама по себе относится к числу негосударственных общественных структур. На первый взгляд, мы получили парадокс: в соответствии с долго культивируемой либеральной легендой, свободы граждан склонно ограничивать именно Государство, в лице его чиновников и полиции, а Гражданское Общество, напротив, защищает права человека от поползновений Государства. Но в Америке Трампа все вдруг перевернулось с ног на голову. Collapse )
гоню телегу

Постколониальный дискурс в применении к античной истории

В своем историческом блоге я сделал обзор эволюции представлений о Поздней Римской империи за последние два с половиной века. Упоминаю здесь, потому что кому-то он может показаться небезынтересным в более общем ракурсе: влияние актуальных для каждого поколения политических трендов на сугубо камерные академические исследования. Соответствие науки и политической актуальности настолько замечательное, что следующий заголовок, который кому-то может показаться юмористическим или издевательским, на самом деле четко описывает суть происходящего: «РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ ПО ИТОГАМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ». В последнее время западное антиковедение не избежало и вторжения «постмодернистского» и «постколониального» дискурса, против которого пока еще ведут арьергардные бои недоуволенные старички в Оксфорде и других местах. Collapse )
гоню телегу

«Разнотык» как воззвание против чекизма

Все-таки Медведев гораздо более филологически одарен, чем Путин. За всю многочасовую пресс-конференцию Путина не прозвучало ни одной фразы, достойной того, чтобы ее «отлить в граните». Тогда как Медведев незадолго до этого в короткой ремарке произвел такой шедевр, как «разнотык». Это слово и народу приятно, в силу присущего ему пошловатого эротического подтекста, и в то же время содержит в себе целую политическую программу.Collapse )
гоню телегу

Не падайте духом, поручик Гораций

Адекватна ли «парадигма Армагеддона» применительно к современной политической ситуации?

Многие склонны смотреть на современную политику через призму мифа об Армагеддоне, пытаются натянуть эту парадигму на регулярные разборки современных элит, включая выборы в США. Предполагается, что одна из противоборствующих сил – «Абсолютное Зло», которая, победив, сотворит «Ад на Земле», а другая – если не Добро, то хотя бы Зло уже знакомое, умеренное и новых ужасов не несущее. В ЖЖ наиболее ярко и последовательно эту мысль исповедует Астеррот, подозревающий, что за фигурой Байдена прячется всемирный заговор сатанистов-педофилов-каннибалов-наркоторговцев-геев-коммунистов (см. *1*, *2*, *3*). Скептическое отношение к «парадигме Армагеддона» свойственно немногим трезвым людям с научным складом ума, как, например, историку С.В. Волкову, который полагает, что можно не волноваться: мерзости, которые мы наблюдаем в Америке, имеют для демократов чисто тактическое значение, а идеологические тренды, на которые они опираются, перегорят сами собой в течение поколения. Мне кажется, что ближе к истине в этом вопросе не эмоциональный конспиролог Астеррот, а железный дед Волков. Парадигма «Армагеддона» опирается на два слишком произвольных допущения. Collapse )
гоню телегу

Все, что нужно понимать о событиях в Белоруссии

Как часто бывает, наиболее здравая оценка ситуации нашлась у Богословского:

«Перед нами весьма четкая акция по переформатированию Белоруссии в пользу западной экономики и политики. Мы, русские, как бы жестокие, как бы за Кремль и Лукашенко с дубинкой, мы как бы против права населения Белоруссии работать на Западе, как бы за затягивание гаек в Белоруссии, за полицейские дубинки, за то, чтобы любого недовольного автоматически считали предателем родины. Мы такие плохие, поскольку говорим на русском языке, а не змагарском или укромове от Фарион, очищенной сей великой женщиной от мерзких руссицизмов типа география, аптека, гуманизм и т.д. Мы всегда одобрям-с и "все хотим замуж за Путина", "с нами Путин и Христос" и т.д. Мысль Червонца, что при честных выборах ни Лукашенко, ни Тихановская не победили бы, нам как бы непонятна. При этом надо помнить, что социологический мониторинг ведется постоянно. На основе этого мониторинга делаются очень точные рекомендации, как надо бить белоруссов, чтобы мы, русские, стали для них сволочами, а сволочь, навязываемая сверху, выглядела доброй и независимой от тех, кто её Белоруссии навязывает. Получается крайне ложное впечатление, поскольку Россия это не Кремль и не Барвиха. Простые люди вроде меня отнюдь не за жестокости и не за ложный дискурс СМИ».
Collapse )